Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:07, реферат
Цель работы - рассмотреть взаимодействие культуры и общества.
Задачи работы - рассмотреть понятие культуры в социологии.
2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.
А главное, было обнаружено, что культура – самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся система, она сохраняет себя и развивается, проникает в подготовленные, а иногда и «случайные» души, захватывает, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Наши физические жизни, наполненные культурным смыслом, становятся значительными, а некоторых творческих людей, «вошедших в культуру» и постигших гармонии устройства мира, она делает бессмертными.
В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, нормы.
Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. В слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.
Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины - в виде идеологии (от греч. idea -идея, представление и logos — учение).
Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.
Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.
Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.
Синтетической формой культуры
являются образцы поведения: обряды,
обычаи и традиции. Обряд - это набор
символических коллективных действий,
воплощающих идеи, представления, нормы
и ценности.
Обычай - форма социальной
регуляции деятельности и отношений людей,
которая воспроизводится из прошлого
наследия в социальной группе.
Традиции - элементы социального
и культурного наследия.
Следовательно, упорядоченность социальных
связей и взаимодействий, характерная
для организованного и институциализированного
общества, во многом обусловлена наличием
в нём утвердившихся социальных норм и
ценностей.
Каждое
конкретное общество, помимо всеобщих,
общечеловеческих норм и ценностей, имеет
и свои специфические представления о
том, что полезно, разрешено, важно, а что
вредно, запрещено, неважно; каким традициям
и обычаям следовать, а каким нет; какие
образцы поведения достойны признания,
а какие должны быть отвергнуты и т.д. В
этом находит свое выражение своеобразие
культуры данного общества, ее важнейшей
составной части - системы норм и ценностей.
При этом,
конечно, культуру надо понимать не в узком
(как только литературу, искусство, образование,
воспитание и др.), а в широком смысле -
как систему ценностей, представлений
о мире и правил поведения, общих для людей,
связанных определенным образом жизни,
и служащих упорядочению опыта и регулированию
поведения людей. Если речь вдет о культуре
не всего общества, а его части (например,
какой-либо отдельной социальной группы
и общности), то тогда часто используют
понятие "субкультура". Именно культура
организует человеческую жизнь, рождает
чувство единства, идентичности членов
общества или группы людей, принадлежности
к одному сообществу. Она, по выражению
Н. Смелзера, в жизни людей осуществляет
в значительной мере ту же функцию, которую
в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение. Поведение
людей в обществе, в социальной общности
или группе определяется, прежде всего,
их ориентацией на определенные ценности
(ценностной ориентацией). Конечно, далеко
не все люди в одном и том же обществе (группе)
привержены одним и тем же ценностям, одинаково
понимают и принимают принципы добра,
равенства, справедливости, свободы, братства
и т.д. Ценностная ориентация индивидов
в обществе может быть и действительно
бывает не только различной, но и противоположной.:
Но это не означает, что у общества (или
социальной группы) не может быть общих
социальных ценностей, которые оно выдвигает, утверждает и
Социальные
ценности - это разделяемые обществом
или .социальной группой (т.е. более или
менее общепризнанные) убеждения по поводу
целей, которые необходимо достигнуть,
и тех основных путей и средств, которые
ведут к этим целям. Иными словами, социальные
ценности отвечают на вопрос, как относиться
к тому, что уже есть, и к тому, что может
быть. В системе социальной регуляции
ценности выступают как более общий элемент,
являющийся основанием для выработки
другого, последующего элемента- социальных норм.
Социальные
нормы производны от социальных ценностей
и основываются на них. Они отвечают уже
не на вопрос об отношении к явлениям и
процессам социальной действительности,
а на вопрос о том, что и как с ними делать.
Если социальные ценности определяют
общую, стратегическую регуляцию поведения
людей, то социальные нормы - конкретные
установки в отношении такого поведения,
их образцы.
Социальные нормы - это правила поведения,
ожидания и стандарты, регулирующие поведение
людей, общественную жизнь в соответствии
с ценностями определенной культуры и
укрепляющие стабильность и единство
общества. Соблюдение этих норм обеспечивается
в обществе обычно путем применения социальных
поощрений и социальных наказаний, т.е.
позитивными и негативными санкциями,
выступающими как наиболее конкретный
прямой и непосредственный элемент в структуре
социальной регуляции. Социальные нормы
классифицируются по различным основаниям.
Особенно важно для ценностно-нормативной
регуляции жизни общества подразделение
их на правовые и моральные. Первые проявляются
в форме закона, иного государственного
или административного нормативного акта,
содержат четкие диспозиции, определяющие
условия применения данной юридической
нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими
органами. Соблюдение вторых обеспечивается
силой общественного мнения, морального
долга личности. Культура, предписывающая
стандарты правильного поведения, называется
нормативной культурой. Социальные нормы
могут опираться не только на юридические
и нравственные нормы, но и на обычаи и
традиции.
Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев
понятие и сущность культуры,
и ее значение, подводя итог, мне
хочется отметить важность
по дошедшим до нас памятникам древнего законодательства можно сделать вывод о социальных противоречиях на классовой, религиозной, этнической почве. Весь этот материал позволяет не только исследовать прошлое, но и помогает в изучении современного общества, так как в культуре находят отражение все общественные отношения и противоречия. Поэтому, по моему мнению, будет справедливо утверждение, что чем лучше мы изучим культуру человечества, как древнюю, так и современную, тем лучше
поймем суть проблем и противоречий, которые не позволяют человечеству развиваться без конфликтов и потрясений во всех сферах деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
4. Социология: Курс лекций / А.А.Радугин, К.А.Радугин. - М.: Владос, 2005. - 192 с.
5. Социология: Учебное пособие
/ Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. - М.: Знание, 2005
г 272с.
6. Возрождение культуры России: истоки
и современность. М.,1994.
7. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.