Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:42, лекция
Понятие КСО.
Цели организации и влияние на их реализацию субъектов внешней среды
Классификация уровней социальной ответственности
КСО – важнейший мотиватор организации деятельности современной бизнес среды
Тема 1. Понятие, сущность и содержание КСО
The main idea of CSR (corporate social responsibility)
План:
Концепция социальной ответственности. Определения социальной ответственности.
Результативность организации в отношении общества, в котором она функционирует, и ее воздействия на окружающую среду стала крайне важной частью оценки ее общей результативности и ее способности продолжать функционировать эффективно. Это частично отражает растущее осознание необходимости поддержания здоровых экосистем, социальной справедливости и хорошего организационного управления. В долгосрочной перспективе все действия организации зависят от благополучия мировых экосистем. Организации все больше подвергаются критике различных заинтересованных сторон. Восприятие и реальность результативности организации [в области] социальной ответственности могут влиять, помимо прочего, на:
— ее конкурентные преимущества;
— ее репутацию;
— ее способность привлекать и удерживать трудящихся или членов, клиентов, заказчиков или
пользователей;
— поддержание морального
состояния, вовлеченности и
— взгляды инвесторов, владельцев, доноров, спонсоров и финансового сообщества; и
— ее взаимоотношения с компаниями, правительствами, средствами массовой информации,
— поставщиками, организациями-аналогами, клиентами и сообществом, в котором организация функционирует.
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Организации, которые оперируют
в области корпоративной
«Бизнес для социальной ответственности»: корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.
«Международный форум бизнесс-лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.
«Мировой совет
бизнеса для устойчивого
«Центр системных бизнес-технологий «SATIO» (лат. сеятель (тот, кто распространяет какие-л. идеи, мысли настроения; раздор, вражду)): Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Целью социальной ответственности является содействие устойчивому развитию.
Этапы становления КСО:
Идеи КСО нашли свое воплощение в таких популярных стандартах, как:
Цели организации и социальная ответственность. Эффективность используемых ресурсов. Экономическая функция организации - производство продукции и услуг, обеспечение работой граждан, максимальная прибыль и вознаграждение для акционеров. Современная организация как сложная часть окружения, от которой зависит её существование. Посредники между организацией и обществом – потребители, поставщики, СМИ, группы общественного давления, союзы и объединения, акционеры. Уравновешивание чисто экономических целей с экономическими и социальными интересами составляющих общества. Влияние многослойной общественной силы на достижение организацией её целей. Ответственность организации перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона.
В практике
сложилась точка зрения на то, как
должна вести себя организация, чтобы
считаться социально
Общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.
Следовательно, с одной стороны, организация — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.
С другой стороны,
организация — это нечто
Представители окружения организации (stakeholders) |
Основные интересы стейкхолдеров |
Акционеры |
1. размер годового дивиденда 2. повышение стоимости акций 3. рост стоимости компании и ее прибыль 4. колебания цен на акции |
Институциональные инвесторы |
1. размер инвестиций с высоким уровнем риска 2. ожидание высокой прибыли 3. сбалансированность их инвестиционного портфеля |
Работники |
1. гарантии занятости 2. уровень реальной заработной платы 3. условия найма 4. возможности продвижения по службе |
Потребители |
1. желаемые и качественные продукты 2. приемлемые цены 3. разнообразие выбора |
Дилеры-распространители |
1. послепродажное обслуживание 2. своевременность и надежность поставок 3. качество поставляемого продукта (услуги) |
Поставщики |
1. стабильность заказов 2. оплата в срок и по условиям договора |
Представители государственной власти |
1. обеспечение занятости 2. выплата налогов 3. соответствие деятельности требованиям закона 4. поддержка или совместная реализация проектов |
Представители региональной власти |
1. вклад в экономический рост региона 2. вклад в местный бюджет 3. поддержка социальной инфраструктуры региона |
Социальные И общественные группы |
1. забота об окружающей среде 2. поддержка местной 3. внедрение КСО (нефинансовая отчетность) 4. требование прислушиваться к группам влияния |
СМИ |
1. получение правдивой
и полной информации о 2. доступ к первым лицам или их представителям для получения комментария |
Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.
Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.
Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.
Этические вопросы возникают и при рассмотрении роли организации в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается по-разному. Во время переходного периода, который переживает наша страна, организации призваны решать следующие задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль для акционеров; сохранить рабочие места, квалифицированные кадры; стать конкурентоспособными. С наступлением более благоприятных времен, функции организации расширяются. Специалисты рыночных отношений называют и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др. Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.
3. Классификация уровней
Многоуровневый характер социальной ответственности – базовый уровень, средний уровень и высший уровень.
Согласно позиции А. Керолла, корпоративная социальная ответственность является многоуровневой, ее можно представить в виде пирамиды.
Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.
Правовая ответственность подра
Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали.
Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Таким образом, КСО — это
обязательство бизнеса
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер: