Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:42, лекция

Описание

Понятие КСО.
Цели организации и влияние на их реализацию субъектов внешней среды
Классификация уровней социальной ответственности
КСО – важнейший мотиватор организации деятельности современной бизнес среды

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1 Понятие, сущность и содержание КСО.docx

— 38.17 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Понятие, сущность и содержание КСО

The main idea of CSR (corporate social responsibility)

План:

    1. Понятие КСО.
    2. Цели организации и влияние на их реализацию субъектов внешней среды
    3. Классификация уровней социальной ответственности
    4. КСО – важнейший мотиватор организации деятельности современной бизнес среды

 

  1. Понятие КСО.

Концепция социальной ответственности. Определения социальной ответственности.

Результативность организации  в отношении общества, в котором  она функционирует, и ее воздействия  на окружающую среду стала крайне важной частью оценки ее общей результативности и ее способности продолжать функционировать эффективно. Это частично отражает растущее осознание необходимости поддержания здоровых экосистем, социальной справедливости и хорошего организационного управления. В долгосрочной перспективе все действия организации зависят от благополучия мировых экосистем. Организации все больше подвергаются критике различных заинтересованных сторон. Восприятие и реальность результативности организации [в области] социальной ответственности могут влиять, помимо прочего, на:

— ее конкурентные преимущества;

— ее репутацию;

— ее способность привлекать и удерживать трудящихся или членов, клиентов, заказчиков или

пользователей;

— поддержание морального состояния, вовлеченности и производительности работников;

— взгляды инвесторов, владельцев, доноров, спонсоров и финансового  сообщества; и

— ее взаимоотношения с  компаниями, правительствами, средствами массовой информации,

— поставщиками, организациями-аналогами, клиентами и сообществом, в котором организация функционирует.

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Организации, которые оперируют  в области корпоративной социальной ответственности, определяют данное понятие  по-разному:

«Бизнес для социальной ответственности»: корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.

«Международный  форум бизнесс-лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.

«Мировой совет  бизнеса для устойчивого развития»: определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни.

«Центр системных  бизнес-технологий «SATIO» (лат. сеятель (тот, кто распространяет какие-л. идеи, мысли настроения; раздор, вражду)): Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Целью социальной ответственности является содействие устойчивому развитию.

Этапы становления КСО:

  1. Начало 20 в. – первые попытки осмысления проблематики КСО. Концепция не получила своего развития в виду исторических событий того времени – Великая депрессия в США; главная цель предприятий – выживание.
  2. 1950 гг (начало новой эры социальной ответственности)– начало систематического научного анализа КСО. Пионерная работа Г.Боуена «Социальная ответственность бизнесмена» - определены рамки и направления дальнейшего развития КСО.
  3. 1960 гг. – период содержательного углубления дефиниций КСО.
  4. 1970 гг. – период усиления разнообразия дефиниций КСО.
  5. 1980 гг. – период уменьшения числа дефиниций, роста исследований и появления альтернативных тем.
  6. 1990 гг. – период сохранения КСО как «ядра» при его постепенной трансформации. Период распространения КСО в России.

Идеи КСО нашли свое воплощение в таких популярных стандартах, как:

  1. GRI (THE GLOBAL REPORTING INITIATIVE) – стандарты публичной отчетности,
  2. ISO 14001 (его российский аналог – сертификат ГОСТ Р ИСО 14001) - подтверждает соблюдение организацией экологической политики.
  3. ISO 26000 - Руководство по социальной ответственности
  4. SA 8000 (Social Accountability 8000) – стандарт по социальной ответственности.
  5. Цели организации и влияние на их реализацию субъектов внешней среды

Цели организации  и социальная ответственность. Эффективность используемых ресурсов. Экономическая функция организации -  производство продукции и услуг, обеспечение работой граждан, максимальная прибыль и вознаграждение для акционеров. Современная организация как сложная часть окружения, от которой зависит её существование. Посредники между организацией и обществом – потребители, поставщики, СМИ, группы общественного давления, союзы и объединения, акционеры. Уравновешивание чисто экономических целей с экономическими и социальными интересами составляющих общества. Влияние многослойной общественной силы на достижение организацией её целей. Ответственность организации перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона.

В практике сложилась точка зрения на то, как  должна вести себя организация, чтобы  считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

Общественность  ожидает от современных организаций  не только демонстрации высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей  общества.

Следовательно, с одной стороны, организация  — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

С другой стороны, организация — это нечто большее, чем экономическая система. Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатели акций (таблица 1).

Представители окружения  организации

(stakeholders)

Основные интересы стейкхолдеров

Акционеры

1. размер годового дивиденда 

2. повышение стоимости  акций 

3. рост стоимости компании и ее прибыль

4. колебания цен на  акции

Институциональные инвесторы

1. размер инвестиций с  высоким уровнем риска 

2. ожидание высокой прибыли 

3. сбалансированность их  инвестиционного портфеля

Работники

1. гарантии занятости 

2. уровень реальной заработной  платы 

3. условия найма 

4. возможности продвижения  по службе 

Потребители

1. желаемые и качественные  продукты 

2. приемлемые цены 

3. разнообразие выбора

Дилеры-распространители

1. послепродажное обслуживание 

2. своевременность и надежность  поставок 

3. качество поставляемого  продукта (услуги)

Поставщики

1. стабильность заказов 

2. оплата в срок и  по условиям договора 

Представители государственной  власти

1. обеспечение занятости 

2. выплата налогов 

3. соответствие деятельности  требованиям 

закона 

4. поддержка или совместная  реализация 

проектов

Представители региональной власти

1. вклад в экономический  рост региона 

2. вклад в местный бюджет

3. поддержка социальной  инфраструктуры региона

Социальные

И общественные группы

1. забота об окружающей  среде 

2. поддержка местной общественной  деятельности 

3. внедрение КСО (нефинансовая  отчетность)

4. требование прислушиваться  к группам влияния

СМИ

1. получение правдивой  и полной информации о деятельности  корпорации

2. доступ к первым лицам  или их представителям для  получения комментария


 

Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Организации несут ответственность перед  обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.

 

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому  все острее встает вопрос об этических  отношениях внутри организации и  об отношениях с другими организациями.

Этические вопросы возникают и  при рассмотрении роли организации  в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается  по-разному. Во время переходного  периода, который переживает наша страна, организации призваны решать следующие задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль для акционеров; сохранить рабочие места, квалифицированные кадры; стать конкурентоспособными. С наступлением более благоприятных времен, функции организации расширяются. Специалисты рыночных отношений называют и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др. Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

 

3. Классификация уровней социальной  ответственности

Многоуровневый характер социальной ответственности – базовый  уровень, средний уровень и высший уровень.

Согласно позиции А. Керолла, корпоративная социальная ответственность является многоуровневой, ее можно представить в виде пирамиды.

Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.

Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах.

Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали.

Филантропическая  ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Таким образом, КСО — это  обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую  и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.

Социальная ответственность  бизнеса носит многоуровневый характер:

  1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
  2. Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.  Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
  3. Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

Информация о работе Лекция по "Социологии"