Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:42, лекция
Понятие КСО.
Цели организации и влияние на их реализацию субъектов внешней среды
Классификация уровней социальной ответственности
КСО – важнейший мотиватор организации деятельности современной бизнес среды
Внутренняя социальная ответственность. Внешняя социальная ответственность.
К внутренней социальной ответственности бизнеса
можно отнести:
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
Мотивы социальной ответственности бизнеса. Основные компоненты стратегии доверия: ответственное поведение; коммуникативное поведение; инновационное поведение.
1. Развитие собственного
персонала позволяет не только
избежать текучести кадров, но
и привлекать лучших
2. Рост производительности труда в компании.
3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.
4. Реклама товара или услуги.
5. Освещение деятельности компании в СМИ.
6. Стабильность и устойчивость
развития компании в
7. Возможность привлечения
инвестиционного капитала для
социально-ответственных
8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
9. Налоговые льготы.
10. Доверительное отношение
Доверительное отношение общества к предприятию становится основным мотивом и оценочным критерии его поведения. При жизнеутверждающей, нацеленной на перспективу позиции предприятия такое отношение распространяется на все так называемые группы претензий, которые составляют:
непосредственные деловые партнеры (сотрудники, кредиторы, поставщики и т.п.);
общественные группы, прямо или косвенно связанные с предприятием;
природа в разнообразных формах проявления (например, растения, животный мир, вода, воздух);
будущие поколения людей, которые имеют право на достойную жизнь.
Можно выделить три основных компонента такой стратегии - общественное, коммуникативное и инновационное поведение предприятия. Для того чтобы предприятие эффективно функционировало на рынке, оно должно интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества на основе высокой социальной ответственности через эти свои основные компоненты. Эти компоненты тесно связаны друг с другом и только использование их во взаимной увязке может привести к поставленной цели - достижению доверия со стороны общества. Они выступают основными элементами интеграционной стратегии завоевания общественного доверия.
1) Общественное поведение. В общественном смысле ответственность означает способность предприятия отвечать на вопросы групп претензий до тех пор, пока спорная проблема не будет окончательно снята с повестки дня.
Общественную ответственность надо рассматривать в трех аспектах:
А) ответственность за роль предприятия в обществе: будучи частью общества, предприятие берет на себя задачу удовлетворения его определенных потребностей. Часть требований удовлетворяется через обменные отношения рынка. Однако остаются дополнительные претензии, которые вытекают из общественных представлений о роли предприятия в обществе, и предприятие должно осознавать ответственность и такого рода. Ответственность предприятия за способности: предприятие берет на себя ответственность за те общественные цели и проблемы, которые оно способно решить с использованием своих возможностей (капитала, ноу-хау). В этом случае предприятие принимает на себя долю общей ответственности.
Б) Причинная ответственность: любое предприятие должно нести ответственность за все действия и их последствия, причиной которых оно само является. Если, например, компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и должна нести расходы за причиненный ущерб.
2) Коммуникативное поведение. Если предприятие намерено взять на себя ответственность за свою роль в обществе, то об общественных претензиях оно может узнать из диалога с заинтересованной стороной. Соответствующая коммуникация должна базироваться на признании групп претензий. Здесь, прежде всего, важна терпимость по отношению к противоположному мнению; способность к самопознанию и самоанализу (компания должна уметь критически оценивать свои субъективные восприятия); готовность к диалогу с группами претензий; способность разрешить конфликтные ситуации.
Исходя из таких установок, предприятие должно совершенно по-новому интерпретировать работу с общественностью («паблик-рилейшнз»). Можно выделить четыре принципа такой работы:
А) поведенческая ориентация: общественное доверие к источнику информации приобретает решающее значение в процессе о том, принимать или отвергать предлагаемую информацию. Конкретное поведение сотрудников предприятия играет главную роль в создании атмосферы доверия между ним и обществом;
Б) ориентация на сотрудничество: правильно информировать можно лишь в том случае, когда известно, какая именно информация запрашивается. Поэтому необходимо вступать в диалог и отвечать на вопросы, которые фактически никто не ставил;
В) ответственность в работе с общественностью: отношения доверия достигаются лишь благодаря предоставлению предприятием полной информации - как положительной, так и отрицательной;
Г) ориентация на противоположное мнение: если предприятие пытается строить свои отношения с отдельными группами общественности как с подлинными партнерами, оно должно признавать за ними право на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.
Целевая аудитория |
Направление PR |
Институционализация внутри корпорации |
Специалисты |
СМИ |
Медиарилейшенз (mediarelations) |
Пресс-служба, пресс-центр, отдел по работе со СМИ, департамент по информационной политике |
Пресс-секретарь, специалист по работе со СМИ |
Органы государственной власти |
Говернмент-рилейшенз (Government relations) GR |
Отдел по взаимодействию с органами государственной власти (GR-отдел) |
GR-менеджер, лоббист |
Региональные и муниципальные власти |
Говернмент-рилейшенз (Government relations) GR |
Департамент по работе с регионами |
Специалист по работе с местными сообщества-ми (local community manager) |
Инвесторы |
Инвестор-рилейшенз (Investor Relations) IR |
Отдел по работе с инвесторами |
IR-менеджер, консультант по IR |
Персонал |
HR management (Human Resources management) – менеджмент человеческий ресурсов |
Департамент по управлению персоналом, отдел внутренних коммуникаций |
HR-менеджер |
Потребители |
CRM (Customer relationship management) – Управление отношениями с клиентами |
Отдел по работе с клиентами, может быть включен в маркетинговый отдел или отдел продаж |
Специалист отдела по работе с клиентами |
Общественные организации |
NGO relations management – связи с некоммерческими организациями (НКО) |
Часть отдела по работе с органами гос. власти или PR-отдела |
Специалист по работе с НКО |
3. Инновационное поведение. Предприятие должно искать оптимальное решение как для существующих, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества. В конечном счете поведение компании служит предпосылкой комплексности удовлетворения запросов общества.
Особое внимание надо уделять экономическому поведению предприятия.
Предприятие действует в рыночных условиях и потому должно ориентироваться на прибыль. Особый интерес представляет вопрос, в каких отношениях находятся общественная ориентация предприятия (в смысле общественного доверия в обществе) и его прибыль.
В принципе в рыночных условиях должна превалировать ориентация на прибыль. Предприятие может выжить на рынке только в том случае, если оно добивается хозяйственного успеха, т. е. получает такую прибыль, которой ему достаточно для удовлетворения части запросов общественных групп в прямой форме (например, в виде выплаты дивидендов) или косвенной (например, путем сохранения старых и создания новых рабочих мест). Прибыль также должна обеспечить предприятию возможность финансировать будущую хозяйственную деятельность.
Проблемы возникают не по поводу получения прибыли, а в связи со способом ее достижения (с помощью каких товаров, факторов производства и технологий, какой ценой для окружающей среды и в каких условиях труда).
В деятельности предприятия
должно прослеживаться четкое стремление
к интеграционному