Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:11, реферат
В первой главе реферата рассматривается проблема труда как специфическое общественное явление. Трудовая деятельность всегда включена в определенные социально-экономические условия и осуществляется той или иной профессиональной группой, связана с социальными институтами, локализована во времени и пространстве, детерминирована определенными формами собственности, моральным и социально-психологическим климатом в трудовом коллективе.
Во второй главе речь идет о проблеме личности. Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.
С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
Безусловно, в одном сравнительно небольшом реферате невозможно рассмотреть все аспекты проблем труда и личности. Поэтому в реферате раскрываются основные вопросы поставленных проблем.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный технический университет»
Кафедры «Социологии и социальных технологий»
Дисциплины «Социология»
Социология труда (объект и предмет)
Личность, как объект и субъект социальных отношений.
Вариант № 22
Уфа 2012г.
Содержание.
В первой главе
реферата рассматривается проблема
труда как специфическое
Во второй главе речь идет о проблеме личности. Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.
С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
Безусловно, в одном
сравнительно небольшом реферате невозможно
рассмотреть все аспекты
Общественный труд представляет собой сложное образование, является предметом изучения целого ряда наук. В социологии труда выделяют несколько направлений анализа:
С социально-экономической точки зрения труд представляет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительные стоимости, материальные и духовные блага. По мнению К.Маркса, это «процесс, в котором человек своей собственной деятельностью контролирует обмен веществ между собой и природой»1. Можно привести высказывание Энгельса, которое сводится к тому, что труд – первое и основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека2. В данном случае труд рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, главного условия его бытия. Труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека из животного мира.
Обстоятельно исследовал проблемы труда английский ученый Г.Спенсер. Им глубоко проанализированы различные виды труда: сложный, свободный труд, становление и развитие капитала, деятельность рабочих союзов, организация и оплата труда при капиталистической кооперации и т.д. За мизерное вознаграждение они работали по 12-15 часов в сутки, а наукой, искусством и т.д. могли заниматься только аристократы, дети богатых людей и т.п. Неслучайно во многих языках слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют одинаковые корни, а, по определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб».
В разные исторические эпохи развития человечества труд выступает в различных формах, которые являются показателями развития общественных отношений.
За последние 150 – 200 лет существенно возросла роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества, особенно развитых стран. Изменилась и структура населения. В прошлом веке население Англии, Франции и Германии на 2/3 состояло из рабочих и крестьян, в настоящее время –всего на 1/3. Теперь основная часть населения –это врачи, инженеры, ученые, деятели культуры. Как показывают расчеты, именно они вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Процесс труда включает: 1) целесообразную деятельность человека, или сам труд; 2) предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность; 3) орудия производства, которыми человек воздействует на этот предмет.
Необходимо разделять два исходных понятия, которые сейчас мы слышим постоянно: индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Первое понятие означает индивидуальное рабочее место, обособленную трудовую зону со своим субъектом, кругом обязанностей и функциями – это элемент технологического разделения труда.
Индивидуальная трудовая деятельность – элемент экономического разделения труда. Это общественно полезная деятельность граждан, основанная на личном труде отдельных субъектов и членов их семей. Основу такой деятельности составляют находящиеся в личной собственности средства труда, жилые здания и постройки, земля, производственные объекты, транспортные средства и т.д. Индивидуальная трудовая деятельность выступает элементом разделения труда внутри общества.
Важное значение имеет категория «условия труда». Не вдаваясь в детали определения основных ее характеристик, отметим только, что условия труда могут быть нормальные и вредные. При нормальных условиях работа не наносит явного вреда здоровью человека. Вредные условия труда (работа в шахтах, у доменных или мартеновских печей, в некоторых цехах химического производства и т.д.) опасны для здоровья человека и нередко ставят под угрозу саму человеческую жизнь. Кроме того, условия труда разделяются социологами на экстремальные, относительно нормальные и благоприятные. Во многом они зависят от организации и содержания труда.
Под организацией труда обычно понимают форму, способы и порядок соединения живого и овеществленного труда (человек – оборудование, машины, инструмент). Организация труда основывается на таких ключевых элементах, как рабочее место, разделение труда и его кооперация, распределение работы и контроль. Последний элемент означает, что применяются экономические рычаги, социальные санкции и юридические нормы.
Содержание труда выражает его технико-функциональную сторону, а содержательность труда – социально-психологическую. Труд рассматривается человеком как творческий, содержательный, если построен по собственному плану. Подчинение чужой власти, воле – путь к психологическому или социальному отчуждению. Вот почему важно перед работником, сотрудником ставить цель, задачу и стремиться давать простор его фантазии в выборе путей, средств достижения этой цели, безусловно, деликатно контролируя его деятельность.
При организации труда на производстве, при управлении им, в бизнесе, юридической конторе большое значение имеют стимулирование и мотивация труда.
Стимулирование – это система материального и морального поощрения трудовых усилий, выраженного в прямой и косвенной форме, шаг от принудительного труда к свободному.
Мотивация труда – другой, более широкий шаг к свободному труду, побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных человеческих потребностей (в самоутверждении, принадлежности к сильным личностям, активным бизнесменам и т.д.). Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Мотивы предполагают субъективную оценку того или иного факта, явления; они относительны. В основе ценностей лежит объективное признание чего-либо обществом в качестве непререкаемой нормы, ценности являются нравственными императивами.
Как справедливо утверждают авторы учебника «Социология труда»3, основными элементами содержательности труда, если ее понимать как социально-психологическую структуру трудовой деятельности, являются:
Трудовая деятельность, как уже отмечалось, может быть индивидуальной и групповой. Групповая деятельность, особенно на крупных предприятиях, в акционерных обществах, по форме не может быть никакой иной, кроме коллективной.
Трудовой коллектив – это социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно значимых и личностно ценных целей деятельности.
Трудовой
коллектив – важнейшая
На рис.1.1 показаны место трудового коллектива в обществе и его структура.
Рис. 1.1. Взаимоотношение трудового коллектива и общества
Поэтому
трудовой коллектив – это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и одновременно их сталкивание.
Как социальная организация трудовой коллектив есть разновидность общественного института, а как социальная общность – элемент социальной структуры общества. В нем всегда имеются формальная и неформальная системы отношений: административно-правовая структура и структуры малых групп со своими межличностными связями.
Административная организация опирается на должностную иерархию (совокупность прав и обязанностей работников) и на структуру власти.
Социальная структура коллектива – это прежде всего совокупность целевых и должностных групп, а также ячеек общественных организаций и отношений между ними. Эти группы объединены единством целей и различаются по производственным и социальным функциям при их реализации4.
Поскольку в такую сложную систему входят самые различные элементы, между ними всегда возникают внутренние противоречия. Это естественное состояние функционирования и развития каждой трудовой организации. Важнейшая задача организации – разрешить эти противоречия, желательно не доводя их до конфликтов.
Как отмечалось, между социальной организацией трудового объединения и социальной структурой общества существует тесная взаимосвязь. Но трудовой коллектив входит еще и в территориальную общность людей (находится в поселке, городе и т.д.). Он связан с обществом непосредственно: его работники- это совокупность членов общества, объединенных целями совместной деятельности. Его состав различается по социальным свойствам, детерминированным этническими, демографическими, классовыми, профессиональными и другими характеристиками.
Информация о работе Личность, как объект и субъект социальных отношений