Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:57, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.
Введение
1. Личность как объект социологического анализа
2. Основные теории социализации личности
3. Статусно – ролевая концепция личности
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
1. Личность как объект социологического анализа
2. Основные теории социализации личности
3. Статусно – ролевая концепция личности
Заключение
Библиографический список
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.
С древнейших времён человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он представляет, какое место занимает в мире, каковы его возможности, способен ли он стать господином своей судьбы или обречён быть её слепым орудием.
Проблемой личности занимаются все общественные науки: философия, право, психология, этика, эстетика и др. Каждая в соответствии со своей спецификой рассматривает какую – либо из сторон деятельности человека. Социология исследует личность во взаимодействии с обществом.
Сегодня проблема человека очень актуальна, поэтому находится в центре внимания вышеперечисленных наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
Целью моей работы является:
раскрыть понятия личности как объекта социологического анализа;
рассмотреть особенности социализации личности, ее статусно-ролевую концепцию;
описать основные теории социализации личности;
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу;
2) отразить основные тенденции по данной теме.
Люди – основной элемент социальных общностей и систем. Включение человека в общество происходит через различные социальные общности, слои, группы, в силу чего он оказывается включённым одновременно во множество социальных систем, каждая из которых специфически воздействует на него. Человек при этом становится элементом не только той или иной социальной системы, - сама личность есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой. И здесь личность выступает объектом социологии.
Социология личности сосредоточивается на трёх основных проблемах:
личность как социальная система, элемент социальных общностей и социальных институтов;
воздействие общества на личность, в том числе, в процессе её формирования, воспитания, социализации;
личность – как субъект общественных отношений, включая социальную деятельность и активность личности.
Изучение этих трёх проблем имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, т.к. по положению личности в обществе можно судить о характере общественного строя, его историческом месте в развитии общества, а достижения в области формирования личности становятся важнейшим показателем эффективности тех или иных социальных систем.
Социология не рассматривает личность во всём её многообразии, а изучает её типовые характеристики, включённые в контекст жизни общества.
Социологическая теория личности оперирует понятиями: индивид, человек, личность, индивидуальность.
Понятие индивид используется наукой для того, чтобы подчеркнуть биологическую природу человека, то, что он произошёл от живого и никогда не освободится от свойств, присущих животному миру. В этом случае мы смотрим на человека с точки зрения его физиологических и духовных способностей, которыми обладает человеческих организм.
Понятие человек служит для обозначения представителя человеческого рода в отличие от мира животных, причём акцент делается на социальной природе человека, т.е. на тех общих чертах, которые выделяют человека из природного царства.
В понятии личность принято выделять два взаимосвязанных аспекта:
1) то, что характеризует принадлежность человека к обществу, коллективу, тоесть общие черты, которые присущи многим людям;
2) то, что характеризует особенность человека, порождённую различиями в условиях жизни, деятельности, природными задатками, что определяет относительную автономность человека.
Понятие индивидуальность сопрягается с такими эпитетами, как яркая, творческая. Это понятие служит для выражения самобытности человека, оригинальности его мышления и чувствования.
В научной и публицистической литературе не утихают споры по поводу того, можно ли считать личностью любого человека или лишь выдающихся людей, заслуживающих особого уважения, обладающих ярким талантом, силой воли и т.д.
Исходя из приведённых выше определений следует, что понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Даже в древнегреческом театре, где впервые употребляется слово личность, оно означало маску, роль, исполняемую актёром. Этим подчёркивалась связь личности с общиной, полисом.
Если учесть, что все люди включены в общественные отношения, то отказывать им в праве называется с точки зрения науки некорректно.
Таким образом, личность – это любой конкретный человек с присущими ему социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами. Сущность человека выражается через его социальные качества, постольку личность помимо индивидуальных характеристик предполагает определённую меру социализации человека. А вот что это за личность, всецело зависит от самого человека, его роли в обществе, места в жизни, направленности его трудовой деятельности.
В этом плане мы можем различать личность прогрессивную и личность реакционную, формирующуюся (личность ребёнка), больную (разрушающуюся личность наркомана, алкоголика, психического больного).
Учитывая, что личность всегда являет собой конкретное единство общего (социальные качества), особенного (атрибут человеческого рода) и единичного (индивидуальных особенностей), мы можем сформулировать следующую закономерность: чем глубже и шире человек осваивает окружающий мир, тем ярче его личностные особенности, тем значительнее сама личность. И наоборот, чем богаче, сложнее внутренний мир человека, тем глубже он выражает сущность общественных отношений.
Социализация – это приобретение людьми опыта и ценностных ориентаций, требуемых для выполнения социальных ролей. В процессе социализации человек приобретает знания и навыки, позволяющие ему взаимодействовать с другими членами общества. Общество же, в свою очередь, посредством передачи социальных ролей из поколения в поколение как бы воспроизводит самого себя, чем поддерживается некоторая его стабильность.
Для осуществления социализации требуются:
ожидания;
изменение поведения;
желание соответствовать этим ожиданиям.
Процесс социализации можно представить как результат воздействия на индивидуума множества социальных сил. При этом полученное направление социализации не всегда совпадает с ожидаемым. Вот почему родители нередко не удовлетворены тем, какой путь выбрали их дети.
Социологи выделяют две причины, ограничивающие процесс социализации:
1) ограничения биологические;
2) ограничения культурного характера.
Биологические моменты являются «фильтром», селектирующим возможные варианты поведения человека. Культура же избирает для тиражирования некоторые образцы поведения и таким образом, вносит коррективы в биологически возможные варианты поведения человека.
Отдельным вопросом при исследовании процесса социализации является вопрос о развитии личности.
Существуют несколько теорий, объясняющих воздействие окружающей среды, физических особенностей, индивидуального опыта и культуры на формирование уникальной личности:
Я – теория. Основоположниками данной теории являются социологи Ч.Х. Кули и Дж. Г. Мид. Согласно этой теории, человек создаёт своё «зеркальное Я», основываясь на реакции окружающих его людей.
Формирование «зеркального Я» включает фиксацию трёх элементов:
- того, что как мы думаем, видят в нас другие;
- того, как по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
- того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию людей.
Таким образом, Я – теория основана на постулате о том, что люди интерпретирует мысли и чувства других людей в отношении себя.
Процесс формирования индивидуальности, по мнению Мида, происходит в три стадии:
1) Стадия имитации. На этой стадии дети просто механически копируют действия и внешнее поведение взрослых;
2) Стадия ролевых игр. На этой стадии ребёнок начинает в новой игровой форме копировать социальные роли других людей. В целом на данной стадии формируется две стороны Я:
- «Я – меня» - это реакция человека на оценки (реакцию) других людей по отношению к нему;
- «Я – сам» - это реакция человека на воздействие общества, других людей.
3) Стадия коллективных игр. На этой стадии ребёнок учится распознавать то, что от него ожидается не отдельным человеком, а группой (коллективом).
Психоаналитические теории. Основоположником данного направления является известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.
По Фрейду, индивид постоянно находится в состоянии конфликта с обществом, и связано это с тем, что внутренние побуждения человека противоречат нормам морали. С этой точки зрения социализация является процессом обуздания внутренних побуждений.
В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. В преодолении конфликтов на этих стадиях идёт образование определенных типов характера, становление личности,
Когнитивные теории. Ж. Пиаже в своей теории отстаивает представление о когнитивном развитии, т.е. процессе обучения мышлению.
Каждая стадия когнитивного развития предполагает наличие определённых навыков и приобретение новых, которые на этой стадии может усвоить человек.
Первая стадия – сенсомоторная. Она продолжается примерно до достижения ребёнком возраста двух лет. На этой стадии дети развивают способности удерживать в памяти образы объектов окружающего мира.
Вторая стадия – предоперациональная ( от двух до семи лет ), когда дети учатся распознавать значения символов, обозначающих эти объекты.
Третья стадия – стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет). На этой стадии ребёнок приобретает навыки воспроизводить (моделировать) в уме конкретные операции, действия, не воспроизводя их в натуре.
Четвёртая стадия – стадия формальных операций. В возрасте от двенадцати до пятнадцати лет дети приобретают навыки абстрактного мышления, мышления образами, логическими категориями.
Некоторую аналогию теории Пиаже разрабатывал гарвардский психолог Кольберг. Согласно его взглядам, развитие человека (а не развитие мышления, как у Пиаже) проходит в несколько стадий:
Первые две стадии – детский возраст. В это время формируются представления о плохом (первая стадия) и хорошем (вторая стадия).
На третьей стадии человек осознаёт, что о нём думают другие и его поведение строится на предположении о получении вознаграждения за это поведение.
Четвёртая стадия характеризуется тем, что человек осознаёт большие социальные общности и нормы, у него появляется нравственное сознание.
На пятой стадии формируется способность замечать противоречия между различными нравственными ценностями, убеждениями. На этой стадии возможны собственные представления о плохом и хорошем.
Шестая стадия, если она достигается личностью, характеризуется формированием собственной этики, собственных моральных принципов.
Все упомянутые теории относятся к детскому и юношескому периодам в развитии человека. Однако процесс социализации не ограничивается только этими возрастными интервалами, он продолжается всю жизнь. Социализация взрослого человека отличается от социализации детей несколькими моментами:
- социализация взрослых людей в основном меняет поведение, доступное для внешнего наблюдения. Скрытое от постороннего взора поведение не меняется, его некому корректировать;
- взрослые люди способны оценить нормы, в то время, как дети впитывают их некритически;
Информация о работе Личность как объект социологического анализа