Личность как объект социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:57, реферат

Описание

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.

Содержание

Введение
1. Личность как объект социологического анализа
2. Основные теории социализации личности
3. Статусно – ролевая концепция личности
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии №2.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

- у взрослых людей основной чертой социализации является отход от максималистских позиций, характерных для подросткового и юношеского возраста;

- социализация во взрослом состоянии направлена на приобретение человеком определённой социальной роли.

Социолог Д. Клаусен выделяет ряд обязательных кризисов, которые преодолевает каждый взрослый человек. Это – выбор профессии, взаимоувязывание требований, предъявляемых к человеку на работе и в семье (связанный с этим стресс).

Э. Эриксон, первым обративший внимание на проблему развития личности в течение всей жизни, выделяет восемь стадий, для каждой из которых характерен свой специфический кризис:

1. Доверие – недоверие. Эта стадия продолжается до тех пор, пока малыш не научится оставаться в покое при исчезновении из поля зрения ухаживающего за ним взрослого;

2. Автономия – стыд и сомнения. Малыш учится ходить, говорить, бегать, не повиноваться авторитетам;

3. Инициатива – чувство вины. Конфликт заключается в пресечении окружающими инициативы, появляющейся у ребёнка в результате физического развития;

4. Прилежание – нерадивость. Главной проблемой становится неуверенность в себе;

5. Становление индивидуальности. Человек определяет своё место в жизни, выбирает профессию, ищет полового партнёра;

6. Интимность – одиночество. Конфликт между интимностью и одиночеством – наиболее сильный конфликт, его разрешение определяет многое в дальнейшей жизни;

7. Производительность – стагнация. Конфликт – противостояние между самоотдачей на работе и в семье;

8. Умиротворение - отчаяние. На этой стадии имеет место конфликт между положительными эмоциями от прожитых лет и неудовлетворённостью прожитым.

При анализе социализации взрослых наметилось два подхода: адаптивный и эволюционный.

В рамках адаптивного подхода взрослость рассматривается как ряд ожидаемых и неожидаемых кризисов (уход на пенсию, преждевременная смерть супруга), из которых надо найти выход и приспособиться к ним.

Эволюционный подход, напротив, предполагает, что кризисы создают базу для дальнейшего роста личности.

В ходе успешной социализации взрослых у них формируются более реалистические убеждения, они осознают, что люди полны как достоинств, так и недостатков.

Социализация даёт нам возможность взаимодействовать друг с другом посредством своих социальных ролей.

 

3. Статусно – ролевая концепция личности

Общественная жизнь устроена так, что общество оценивает личность по той пользе, которую она ему приносит. Используя совокупность материальных, моральных и правовых средств, общество либо поощряет либо осуждает её деятельность. Поскольку деятельность личности осуществляется через выполнение ряда социальных ролей, то специальной социологической теорией личности является концепция. Исходные понятия этой концепции – «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям со стороны окружающих вне зависимости индивидуальных особенностей личности.

              Социальный статус – это определённое место личности в общественной иерархии, обусловленное происхождением данного человека, его профессией, возрастом, полом, семейным положением.

В рамках ролевой концепции были экспериментально выявлены следующие феномены:

- «ролевой конфликт» как переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является;

- интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности как следствие гармоничности, или, напротив, конфликтности социальных отношений;

- условия, порождающие внутреннюю напряжённости отчуждение личности при выполнении тех или иных социальных ролей.

Социальные функции, статусы и роли образуют механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества. Совокупность выполняемых личностью социальных ролей отражает те общественные отношения и связи, в которые она включена в общественной системе.

Статусная концепция личности исходит из представления о социальном положении. Это означает принадлежность личности к той или иной группе общности в зависимости от ряда показателей: дохода, наличия собственности и т.д.

Социальный статус – это интегративный показатель положения социальной группы и её представителей в системе социальных связей и отношений.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, её деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Такая оценка выражается в количественных (заработная плата, премии) и качественных (награды, звания, привилегии, полномочия) показателях.

Концепция социального статуса имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. показывает, что социальный статус в значении нормы и общественного идеала может стимулировать социальную активность.

Таким образом, социологические концепции личности дают возможность выявить потенциальные возможности человека, как при решении задач социализации личности, так и в процессе всей жизни и деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1) Раскрытие понятия личности как объекта социологического анализа;

2) Описание основных теорий социализации личности;

3)Рассмотрение статусно-ролевой концепции личности.

По первому вопросу следует отметить, что личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

По второму вопросу были рассмотрены следующие теории личности:

      Теория – Я

      Психоаналитические теории

      Когнитивные теории

      Взгляд на социализацию Т. Парсонса.

По третьему вопросу следует отметить, что многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества.

 

 

Библиографический список

1.      Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1996.

2.      Луков А.В. Культурная социализация. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Lukov_AV/

3.      Социология. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nuru.ru/socio/index.htm

4.      Социология: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Н. Лавриненко и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

5.      Социология: Учебное пособие / Под ред. М.В. Удальцовой и др. – Новосибирск.: НГАЭиУ, 2001.

6.      Холл К., Лидсей Г. Теории личности. – М., 1997.

 

 

2

 



Информация о работе Личность как объект социологического анализа