Личность как предмет социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

Содержание

Вопрос 45
На I – d диаграмме найдите точку, характеризующую воздух с параметрами t =20°С , φ = 60% и определите все его параметры.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 30.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

1.1. Личность  и процесс ее формирования

1.2 Процесс  социализации личности

  1. Стадии, способы и средства социализации личности
  2. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Заключение

Список  используемой литературы

Термины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Я считаю, данная тема актуальна, так как личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни.

Все определения  личности, так или иначе, обусловливаются  двумя противоположными взглядами  на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается  в соответствии с ее врожденными  качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители  другой точки зрения полностью отвергают  врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность –  это некоторый продукт, полностью  формируемый в ходе социального  опыта.

Несмотря  на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории едины в одном: личностью человек  не рождается, а становится в процессе своей жизни. С этой теорией я  согласна. Мое мнение, что личностные качества и свойства человека приобретаются  не генетическим путем, а формируются  и развиваются на протяжении всей жизни. Самым главным путем развития каждого человека при его рождении является его семья, как будет  воспитан человек своими родителями в детском возрасте, то в него и вложится и в дальнейшем это  воспитание отразится, каким будет  этот человек культурным, воспитанным  или же вором, наркоманом и т.д. Процесс становления личности называют социализацией. Это крайне важный процесс, так как социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.2

Цель  работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в  раскрытии того, как социальная среда  влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы  и средства социализации личности существуют.

  1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

1.1. Личность и процесс ее формирования

Прежде  чем рассматривать вопрос нужно  понять, что такое социальная среда, личность.

Под социальной средой понимается совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп иными словами социальная среда это все то, что окружает человека.6

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.3

Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук философии, психологии, социологии и т.д. Основная проблематика социологической  теории личности связана с процессом  формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи  с функционированием и развитием  социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции  социального поведения личности. Социология в целом содержит множество  теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими  установками.

Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним – биологические, наследственные факторы. 1

На формирование личности очень  сильно влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Т.е. как я уже выше рассматривала, что формирование личностных качеств и свойств человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни. Самым главным путем развития каждого человека при его рождении является его семья, как будет воспитан человек своими родителями в детском возрасте, то в него и вложится и в дальнейшем это воспитание отразится, каким будет этот человек культурным, воспитанным или же вором, наркоманом и т.д.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки – особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности – генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

1.2 Процесс социализации личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества. Процесс социализации непрерывен и  продолжается в течение всей жизни  человека.

Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым  членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный  процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также  процесс освоения ролей.

Социализация  идет по двум взаимно переплетающимся  направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и  нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек  все шире и активнее участвует  в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект  социальных отношений. 4

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д.

Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют, или запрещают некоторые образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.


Социализация  должна начинаться в детстве, когда  закалывается фундамент социализации и в то же время это самый  незащищенный ее этап. Дети, изолированные  от общества, в социальном плане  погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и  самоизоляции на некоторое время, в  течение которого они предаются  углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей  воли и на длительный срок, они способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация - качественно разные этапы одного и того же процесса. Первый этап - самый важный и самый трудный, поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки.

 

2. Стадии, способы и средства социализации личности

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться»  общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как  все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости  человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.5

С точки  зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Агенты социализации бывают первичные и вторичные.

Первичные агенты социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин  «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят  о малой группе как первичной.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте человек

Информация о работе Личность как предмет социализации