Личность как предмет социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.

Содержание

Вопрос 45
На I – d диаграмме найдите точку, характеризующую воздух с параметрами t =20°С , φ = 60% и определите все его параметры.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 30.50 Кб (Скачать документ)

Одним из направлений эволюции общества стало  развитие средств социализации. У истоков становления вида Homo sapiens таковыми были разум, речь и труд. Параллельно изготовлению орудий труда появились моральные нормы. Первыми формами социальных объединений были стадо, род и племя - объединения на основе кровнородственных связей. Люди жили родовыми группами, а продолжение рода осуществлялось дуально-родовой организацией. Первобытное искусство и магические действа дополняли формы социализации на стадии охотничье-собирательного хозяйства возможностью опосредованной передачи и обмена чувств. После неолитической революции переход к оседлой жизни сопровождался появлением поселений - деревень, облегчивших коммуникацию. Искусство развивалось в направлении создания крупных мифологических систем, объединявших население.

Следующая стадия социализации - создание ранних цивилизаций. Присущие цивилизации  города обеспечили обмен информацией  между большими массами людей, а  создание письменности облегчило хранение и передачу информации, которая до этого была устной. Город (процесс  урбанизации), письменность, мифология - три мощных рычага социализации, обеспечивших объединение племен в крупные  социальные образования Новая отрасль  духовной культуры - философия - создала  универсальный язык понятий, пригодный  для общения между всеми людьми. Этому же способствовало создание мировых  религий, которые, в дополнение к  объединению человечества на рациональном уровне, объединили людей на чувственном  уровне, на основе веры.

Важный  этап в развитии средств социализации - появление печатного слова, книгопечатание, давшее возможность каждому легко  приобщаться к информации, идущей из прошлого. В первой половине XX в. появились радио, телевидение, обеспечившие возможность передавать по всей планете сначала звук, а потом изображение. Во второй половине ХХ в. к средствам передачи информации прибавились спутниковая связь и Интернет, ставший возможным на основе распространения персональных компьютеров.

 

 

 

 

3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Социализация  – процесс становления личности, усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит, а также усвоение индивидом социального  опыта.

Социализация  не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Образование  предполагает передачу определенной суммы  знаний. Воспитание понимается как  система целенаправленных, сознательно  спланированных действий, цель которых  – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков  поведения. Социализация включает в  себя и образование, и воспитание, и, кроме того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление  личности.

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека, проходя ряд  стадий (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия).

Обучение  и воспитание ребенка – это  и есть первичная стадия социализации. Здесь главными агентами социализации выступают родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. Именно в этот период у человека закладываются отношения к обществу, к окружающему миру и к жизни в целом. Родители передают детям знания, ценности, нормы, необходимые для исполнения различных социальных ролей. Стоит отметить, что вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены точно так же, как и процессы обучения и социализации. Воспитание и обучение - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивида.

Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального  воздействия к позиции активного  субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти  потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить  активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.

Поэтому оба процесса – обучение и воспитание – являются неотъемлемой основой в развитии ребенка. Но этой основы, данной ребенку его родителями, недостаточно для того, чтобы он стал личностью. Процесс получения знаний, ценностей, определенных правил поведения длится в течение всей жизни человека и не останавливается только на первичной стадии социализации. Ребенок вырастает, меняется и расширяется его окружение, появляются новые друзья, он выполняет определенные социальные роли, занимает определенные социальные статусы в той или иной социальной группе, где ему первоначально необходимо адаптироваться к социальной среде, ведь в каждой социальной группе есть свои «правила». И вот ребенок уже взрослый человек. Он получает образование, с помощью которого усваивает уже новые знания, ценности, нормы и другие элементы социального опыта. И так до пожилого возраста, в котором происходит большой вклад в воспроизводство социального опыта. На протяжении всей жизни происходит усвоение, «впитывание» человеком выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов, образцов поведения, форм и способов общения.

Социализация  основана на передаче социального (культурного) опыта от одного поколения другому  и его усвоении. Несмотря на то, что  люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Социализация  – это начавшийся в младенчестве и продолжающийся всю жизнь процесс  усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Поэтому удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Он продолжается всю жизнь. Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений, передача социального опыта происходит на протяжении всего исторического  времени. Но существует особенность  в том, что она избирательна. Одни знания, нормы, ценности усваиваются  и передаются следующим поколениям, а другие в процессе исторического  развития отвергаются или изменяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, рассмотрение понятий и понимания  процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать  вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как  «совокупность всех социальных и  психологических процессов, посредством  которых индивид усваивает систему  значений, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»

Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Центр, 1997 – 160 с.

2. Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество. Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф, 2001. – с.34

3. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407 с

4. Социология: Краткий курс / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 232с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по социологии. -  Ростов-на-Дону.: 2001. - 156 с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

 


Информация о работе Личность как предмет социализации