Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Цель работы- изучить понятие личности, рассмотреть личность как социальное искусство.
Объектом данной работы является социальная среда, а предметом - изучение влияния социальной среды на личность.
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть понятие личность.
2. Рассмотреть понятие личности в социальной среде.
3. Рассмотреть понятие социология личности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Юго-Западный государственный университет»
Кафедра «Истории и социально-культурного сервиса»
по дисциплине «Имидж-консалтинг »
на тему: «Личность как социальное искусство.»
Специальность: 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Автор работы: Криволапова Ю.В. _________
Группа: СТ-71
Руководитель работы: Михайлова Е.Д. __________
Работа защищена ______________
Оценка
Председатель комиссии__________________
Члены комиссии _____________________
Введение
Из всех видов искусств социальное искусство является самым сложным и таинственным. Как свою жизнь превратить в произведение искусства? Искусству жизни не учат ни в школе, ни в институте. Этому искусству может научить только реальная жизнь, личный опыт и собственные ошибки. В социальном искусстве, как в искусстве совместной жизни, нет учителей, все - ученики. Взрослый учится у ребенка, а ребенок - у взрослого, мужчина - у женщины, а женщина - у мужчины. Весь вопрос только в том, хочу ли я учиться. В социальном искусстве люда переживают свою взаимозависимость, ответственность друг за друга. Это искусство невозможно без любви, о которой пишут евангелист Иоанн и апостол Павел. Брак, который не распадается, а длится, потому что и муж, и жена развиваются, а не стоят на месте - удачный образ социального искусства в действии. Любая организация, которая производит материальные или духовные ценности, живет по законам социального искусства, живет или умирает, если перестает соблюдать вечные законы. Страна распадается, семья разрушается, город умирает, если люди перестают обращаться к социальному искусству.
Главный субъект и главным объект воздействия в социальном искусстве, конечно, сам человек. Для того, чтобы социальное искусство развивалось и действовало, необходимо иметь правильное представление о человеке.
Задача любого серьезного искусства - оказывать воздействие на чувства людей. Иначе люди впадают в бесчувственное состояние и опускаются на животный уровень и ниже. Задачей социального искусства должно стать сознательное воспитание чувств каждым человеком внутри общества. Воспитание чувств не должно происходить только в юном возрасте» этим нужно заниматься всю жизнь, иначе 30, 40-летний взрослый в области чувств будет вести себя как подросток, а старик будет стремиться стать молодым с помощью пластических операций или диеты, но не с помощью "просветления" своих чувств своим сознанием, своей мудростью. В наше время сотни ученых пишут о ценности раннего интеллектуального обучения, развития интеллекта. И только единицы пишут о ценности воспитания чувств человека. Но без воспитания чувств в человеке останутся только самые примитивные чувства страха, голода и "чувство глубокого удовлетворения". В области социального искусства невозможно быть пассивным зрителем. Необходимо активное участие каждого члена общества в социальном процессе. Нельзя до конца понять и пережить, что такое брак, не выйдя замуж и не женившись ни разу. Нельзя научиться плавать, не заходя в воду. Только став участником социального процесса, можно что-то изменить в обществе.
Цель работы- изучить понятие личности, рассмотреть личность как социальное искусство.
Объектом данной работы является социальная среда, а предметом - изучение влияния социальной среды на личность.
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть понятие личность.
2. Рассмотреть понятие личности в социальной среде.
3. Рассмотреть понятие социология личности.
1. Понятие личности как социального существа
1.1 Понятие личности
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
1.2 Личность, как социо-культурное образование
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.
По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.
Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.
1.3 Личность и социальная среда
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий. Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения.
Следовательно, общественно-экономическая формация - социальная среда - образ жизни - личность - таков принципиальный путь формирования личности. Понятие "личность" многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек". Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: