Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Цель работы- изучить понятие личности, рассмотреть личность как социальное искусство.
Объектом данной работы является социальная среда, а предметом - изучение влияния социальной среды на личность.
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть понятие личность.
2. Рассмотреть понятие личности в социальной среде.
3. Рассмотреть понятие социология личности.
Старость. Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинается раньше. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус - от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти - подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.
Смерть. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход, за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И, наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.
Изменения в медицинской технологии и социальных условиях привели к тому, что теперь смерть связана с несколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе часто оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Всего несколько поколений назад большинство людей умирало дома, и семья брала ответственность за ритуал прощания с покойным и подготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала окружаться запретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от «посторонних» глаз. В наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персонал дома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.
Опросы общественного мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к смерти. Однако убеждение в том, что «чем быстрее человек отмучается, тем лучше для него», противоречит изменившейся биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам «самый длинный путь» к смерти. Многие люди очень боятся оказаться в состоянии между жизнью и смертью и влачить так называемое растительное существование исключительно за счет систем жизнеобеспечения.За последнее десятилетие движению за создание хосписов удалось пробудить сочувствие в общественном сознании и убедить общество в необходимости более гуманного подхода к уходу за неизлечимо больными. Хоспис - это медицинское учреждение, в котором реализуется программа по уходу за умирающими, стремящееся облегчить неизлечимо больным людям последние дни их жизни и сделать соприкосновение с приближающейся смертью менее эмоционально травмирующим как для пациентов, так и для их близких. Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно принять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней и продления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должны быть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что для контактов со смертью требуются иные институциональные структуры.
Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти.
2.3 Проблема формирования личности в процессе социализации
Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности. Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.
В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.
Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.
Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.
Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает. Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
В рамках социально-философской характеристики самообразование - это то, что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации».
Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов, которой является самообразование.
В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с потребностями личности.
В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально-политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке.
В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.
Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование будут получать люди, близкие к криминалу. Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества.
Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует.
Заключение
Социализация - это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.
Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.
Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.
Список использованных источников
1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / Л.М.Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.О. Бороноева, М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2004.
3. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Академя, 2002.
2. Насиновский В.Е., Скакунов Э.С. Социализация личности в современных условиях // США: Экономика. Политика. Идеология. 2007. №4.
3. Спилман К. Образы наставников в процессе социализации личности // Международный журнал социальных наук. 2005. №3. С. 61, 62.
4. Бородкин. М., Коряк. М. Внимание: личность! Новосибирск: Наука, 2006.
5. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: 2007.
6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. - Л., 2000.
9. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2007
10. Кон И. Социология личности. М., 2008.
11. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 2009. №10.
13