Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:48, реферат
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
Введение
1 Понятие личности в социологии, ее структура………………………...…….4
2 Типы личности…………………………………………………………………..9
3 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………12
4 Основные механизмы и институты социализации личности………………18
Заключение
Список использованной литературы…………………………………………...21
2.
Типы личности
Социологи выделяют несколько типов личности:
1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда говорят о "типичном" американце, белорусе или предпринимателе. Типичного белоруса обычно представляют толерантным (с уважением относящимися к людям других наций, культур, религий и т.п.), "памяркоуным": неторопливым в суждениях и выводах, обладающим упорством и др.
2) Базисная личность - это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о "подлинном интеллигенте", имеют в виду такие базисные черты, как духовная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.
3) Маргинальный тип личности - человек, поставленный условиями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включился.
4)
Реактивная личность - такой тип
личности, которая в своих основных
чертах и поступках зависит
от разнообразных внешних
5)
Проактивная личность — тип
личности, способной в любых
6) Криминальная личность - широко распространенный в кризисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готового пойти на преступление ради достижения целей, как правило, аморальных, антиобщественных
В зависимости от направленности психической энергии индивиды могут быть разделены на несколько психотипов личности
("психологических портретов"). Существует целый ряд методов определения таких психотипов, наиболее известными из которых являются исследования при помощи тестов, разработанных Р. Кэттэлом (1956) и Г. Айзенком (1963). Но в основании этих вопросников лежат определенные типологические особенности личности, впервые изученные выдающимся швейцарским психоаналитиком Карлом — Густавом Юнгом. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Опираясь на юнианские идеи, О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили психотипы личности, которые можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:
Наиболее часто в жизни встречаются такие психотипы личности ("психологические портреты"):
1) Экстраверт, для которого наиболее характерны внешние проявления психоэнергетики: общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, широта интересов, импульсивность в чувствах, выражениях и поступках.
2)
Интроверт отличается
3)
Чувствующий тип личности
4)
Мыслительный психотип характеризуется
аналитическим складом ума,
5) Сенсорсный психотип обычно концентрируется на том, что делает в данный момент, не думая, что за этим последует, не задумывается о дальнейшей карьере, удовлетворяется тем, что есть, любит иметь дело с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями, легче воспринимает детали, чем картину в целом, отличается здравым смыслом и практичностью.
6)
Интуитивный тип личности
7) Решающий (рассудительный) психотип личности отличается рассудительностью, спланированностью своих поступков (четко знает, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня и даже недели), любит все доводить до конца, предпочитает самостоятельно решать проблемы и управлять людьми и обстоятельствами, а не подчиняться им.
8)
Воспринимающий (импульсивный) тип
личности отличается
Изучая
и примеряя к себе различные психотипы
личности, необходимо помнить, что типология
личности - это только теория, которая
выделяет идеально-типические особенности,
редко встречающиеся во взаимоотношениях
людей в чистом виде. Необходимо иметь
в виду, что в каждом из нас скрыты все
восемь предпочтений - экстраверт, интроверт,
сенсорный, интуитивный тип и т.д., однако
суть дела в том, какое предпочтение в
нас является преобладающим. Кроме того,
социологическое и психологическое типоведение
многое объясняет, но не может служить
оправданием поступков тех или иных индивидов
в их повседневных делах. Каждая личность
сама делает выбор, сама решает, как поступить
в тех или иных ситуациях, и несет ответственность
за свои действия.
3.
Социализация личности:
сущность, виды, этапы
и факторы. Проблемы
воспитания и образования
Человек в своем реальном социальном бытии является, с одной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо, только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.
Однако,
включаясь в процесс
На основании сказанного можно дать уточненное и более содержательное определение рассматриваемого социального феномена. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
Различают две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная социализация — это стихийное, как бы "автоматическое" формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаровском рынке и т.д.
Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.
Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться , гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправленная социализация может стать ущербной для формирования личности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее дополнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации.
Весьма существенным средством социализации личности является ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя, свое "Я" с определенной социальной группой - семейной, профессиональной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопределяющий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок и позиций личности. Только принимая установки определенного сообщества ("обобщенного другого", по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность.
Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального окружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали ее Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.
Выделяются несколько этапов социализации
Первый этап - младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
Второй этап социализации - ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками — погремушками, мячиками, куклами и т.п.
Третий этап социализации — дошкольное детство (6—7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.
Пятый этап социализации - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся).
Шестой этап социализационного процесса — юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.