Личность как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:48, реферат

Описание

В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.

Содержание

Введение
1 Понятие личности в социологии, ее структура………………………...…….4
2 Типы личности…………………………………………………………………..9
3 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………12
4 Основные механизмы и институты социализации личности………………18
Заключение
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

    Седьмой этап - поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду На этом этапе решающую роль в социализации начинает играть трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности.

    Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством  социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

    Девятый этап социализации — послетрудовая  деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов

    Важное  значение в социологии придается  факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

  • биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);
  • психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);
  • социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

    Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют социальные агенты, институты социализации. Таковыми являются:

    1) семья — первичная группа и  социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

    2) школа - социальный институт, который  силами учителей осуществляет  обучение и образование детей  и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

    3) группа сверстников, которая оказывает  неформальное, но очень сильное  влияние на социализационную  активность формирующейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориентации и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

    4) трудовой коллектив, который социализирует  и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность,   развивает в   ней   индивидуализированное   воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности);

    5)  средства массовой информации - включают личность  в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий,     социально-культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;

    6) культура - важнейший социальный  институт социализации, поскольку  именно культура всем богатством  человеческой творческой деятельности  и продуктов этой деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.  
 

4 Основные механизмы и институты социализации личности 

    Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют социальные агенты, институты социализации. Таковыми являются:

    1) семья — первичная группа и  социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

    2) школа - социальный институт, который  силами учителей осуществляет  обучение и образование детей  и подростков, передавая им единые  для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

    3) группа сверстников, которая оказывает  неформальное, но очень сильное  влияние на социализационную  активность формирующейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориентации и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

    4) трудовой коллектив, который социализирует  и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность,   развивает  в   ней   индивидуализированное   воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности);

    5)  средства массовой информации - включают  личность  в мощные и разнообразные  информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий,     социально-культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6) культура - важнейший  социальный институт социализации, поскольку именно культура всем  богатством человеческой творческой  деятельности и продуктов этой  деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Социология  личностиотрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

    В своей работе я попыталась дать определение  понятию «личность», рассмотреть  концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотрела такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ей требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников: 

  1. Кондратьев  Н.Д. Большие циклы экономической  конъектуры //Проблемы экономической динамики. М., 1989. – 113 с.
  2. Кравченко А.И. «Социология»: Учебник для вузов, Москва 2003. – 65 с.
  3. Бобосов Е.М. «Общая социология»: Учебное пособие для студентов вузов, Минск 2004. – 517 с.
  4. Бобосов Е.М. «Практикум по социологии»: Учебное пособие для студентов вузов, Минск 2003. – 124 с.
  5. Зборовский  Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992
  6. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

Информация о работе Личность как социальное явление