Личность в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:24, реферат

Описание

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Работа состоит из  1 файл

Личность в социологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 

Введение

      Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

      Подход  базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этой парадигмы  сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям. Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

      Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура  личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

    • Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
    • Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
    • Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

      В рамках микросоциологии рассматриваются  также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются  малые группы.

1. Понятие личности  в социологии

      Существовало  и существует немало попыток систематизировать  социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном1. Он выделил четыре основных подхода.

      Первый  подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждении при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).

      Огюста  Конта (1798-1857) считают основателем  позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества2.

      Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю3.

      В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который  как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно  конкурировать с животными, а  позже стал самой могущественной силой?

      Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что  его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.

      Итак, понятие «личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть  акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

      В социологии личность определяется как:

    • Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
    • Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

      Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется  его сущность как совокупность всех общественных отношений.

2. Проблемы формирования личности в социологии

      Прежде  всего, отметим, что личность как  объект общественных отношений рассматривается  в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Под социализацией  принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.4 Именно в процессе социализации происходит формирование личности.

      Одним из первых элементы социализации ребенка выделил основатель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939). По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

      Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее  поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.

      Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка  копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.

      На  этапе детства число агентов  социализации постоянно растет. существенно  меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.

      На  юношеском этапе (13-19 лет) - на этом «сложном», «трудном», «переходном» периоде своей  жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более  широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

      На  стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости  от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

      Главное на данной стадии социализации - приобретение и освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тогда может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потребность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для «переходных обществ», каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.

      Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.

      Социализация  личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего общества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.

      Социальная  жизнь сложна и многообразна в том смысле, что она включает в себя не только стабильное, спокойное, правильное, нормальное ее течение, но и отклонения от него, особенно если мы рассматриваем особенности жизнедеятельности индивида в «кризисном» обществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.

      Социологическое объяснение девиации учитывает в  первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма  и Р.Мертона. Исследователи выделяют две главные мысли: «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм); причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). Эти положения считаются сегодня общепринятыми в социологии.5

      Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет свою специфику. В  процессе эволюции общества соответственно меняются представления, как о самом обществе, так и положении индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка о позитивном развитии заменяется структурным анализом, прежде всего анализом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Такой подход мы находим у Н.Лумана6.

      Луман отмечает, что появляется возможность  отказаться от сосредоточенного на хозяйстве («политэкономического») понятия общества, которое было в ходу с конца ХУШ века. Начало этому было положено спором между сторонниками идей о преимущественно материальной (экономической) и преимущественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновременно положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное. Такие понятия как «социализация» и «роль», указывают на потребность в теоретическом опосредовании «индивида» и «общества». Различие «индивида» и «общества» оказывается, наряду с историческим различием, основанием для (построения) теорий.

      Таким образом, кардинально меняются подходы  социологов к объяснению понятия  общества, индивида в обществе, социальных процессов.

      Р.Парк уже размышляет от «экологии человека», что также свидетельствует о переосмыслении взаимосвязанной системы «общество-человек».

      Парк  пишет, что в человеческих сообществах  действует, как и в сообществах  растений и животных, принцип господства. Так называемые естественные или функциональные области городского сообщества - например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков - каждый из этих районов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно - конкуренции7.

Информация о работе Личность в социологии