Личность в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:24, реферат

Описание

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Работа состоит из  1 файл

Личность в социологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

      По  мнению ученого, культурное сообщество развивается сходным с биотическим  сообществом образом, однако, несколько  сложнее. Изобретения, равно как  и внезапные катастрофические изменения, видимо, имеют более важное значение для появления циклических изменений в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же8.

      В человеческих обществах, в отличие  от сообществ животных, конкуренция  и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

      Человеческое  общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается, если не законом, то нравами.

      Получается, что прогресс способствовал ужесточению  контрольных функций общества. Хотя в России в силу объективных причин данный факт еще не осознается.

      Россия  переживает социальный, демографический, экологический и духовно-нравственный кризисы. Распадаются вертикальные управленческие связи, экономические  и межличностные отношения. Падает уровень жизни, происходит резкое расслоение общества, деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, разрушены базовые духовно-нравственные основы социального бытия. Нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность.

      Социальная сфера характеризуется кризисом систем образования, воспитания, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., массовой безработицей, появлением миллионов беженцев, бездомных, разгулом преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, и прежде всего - за счет молодежи.

      Из  всех дефектов социализации наиболее социально опасны имеющие место дефекты социализации в семье.

      Уникальность  сегодняшней ситуации в России состоит  в том, что взрослеющая молодежь включается в становящийся рынок. Это  усложняет процесс социализации и адаптации молодых людей. Ее социальный опыт первичен и в том смысле, что старшему поколению зачастую нечем «поделиться», более того, оно пытается навязать молодым и псевдорыночный опыт, что обостряет межпоколенческие отношения. Общество вынуждает молодежь лавировать между нормами противоположных типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее противоречие социализации современной молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию к рынку включено все население страны, ранее усвоенные образцы поведения не способствуют достижению успеха. Здесь у молодых людей определенные преимущества.

      В российском обществе в настоящее  время фактически отсутствует общественно  одобряемая модель социального поведения. Этому положению в немалой  степени способствовали как слабости современной социологической теории вообще9, так и российской социологической теории, в частности. Это очень важный момент и мы особо подчеркиваем его значение.

      В преобладающем ныне в общей социологии типе теоретизирования совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: «Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменяется именно таким образом?» Объяснить нечто - значит дать правдоподобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой существовала, по крайней мере еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто10.

      Рассматривая  проблему преобразований в России и  кризис социализации, можно задаться вопросом; «Почему «сверху» начались именно рыночные преобразования?», «Кому выгодна нестабильность в социальной сфере?» и т.д.

      Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную  оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности.

      1. Можно считать, что происходящие перемены окажут весьма травмирующее воздействие на ценностный мир всего нынешнего и последующего поколений.

      2. Наиболее существенным будет  урон нанесенный ценностному  миру той молодежи, которая характеризуется  ослабленными связями с семьей, довольно значительными задержками социального развития, малой успешностью в системе образования.

      3. Наличие проблемы идентификации  и социально-культурной интеграции молодых людей.

      4. Следует ожидать усиление воздействия  на ценностные структуры молодежи национального фактора.

      5. В случае дальнейшего неблагоприятного  развития экономики страны возможно  «слияние» экономического, политического  и националистического факторов с ярко выраженной прототалитарной и антикавказской направленностью.

      6. Значительное воздействие на ценностные структуры оказывает экономический фактор: чем ниже уровень материального обеспечения, тем выше требования «крепкой руки», и, наоборот, с его повышением - выше ценность свободы.

      Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности. До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается механизм эффективного социального контроля.

      Итак, формирование и развитие личности – очень актуальная проблема современной социологии (в частности, для решения проблем отечественной социологии). Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).

      Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).

Заключение

      Личность  как субъект социальных отношений  характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю.

      В центре внимания социологической мысли  всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение  основного вопроса психологии и  социологии о приоритете личности или  общества заключается не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

      Анализ  современного состояния мировой  психологической и социологической  мысли показал, что она представлена большим разнообразием раз личных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими. Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

Список  литературы

    1. Андреева  Г.М. Социальная психология.-М.:Знание,1990.
    2. Андреенкова Н.В., Воронченкова Г.А. Развитие трудовых конф ликтов в России в период перехода к рыночной экономике //Социологи ческие исследования,-1993.-
    3. Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. - 1995 г.- 12, 1996 г. - 1-2, 7-10.
    4. Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений.-М.,1976.
    5. Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум,1995.
    6. Монсон П. Современная западная социология. - СПб,1992. С. 24.
    7. История социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,1997,с.35.
    8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1997,с.76.
    9. Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.с.180-181.
    10. Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999,с.198.
    11. Парк Р. Экология человека//Теория общества. Сборник (Под общ. ред.А.Ф.Филиппова,с.391.
    12. Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. С.73.

Информация о работе Личность в социологии