Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:48, реферат
Лоббизм (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.лике.
Лоббизм (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Происхождение термина
«лоббизм».
Термин «лобби» имеет англоязычное
происхождение, хотя в английский язык
он пришел из средневековой латыни. Еще
в 16 веке данное слово использовалось
для обозначения проходов или крытых галерей
в монастырях.
Этимологически слово «лобби» произошло
от латинского «lobia» . Столетие спустя
словом «лобби» стали называть помещение
для прогулок в палате общин Англии. Переход
чисто церковного слова в светско-парламентский
обиход связан, с тем, что во времена образования
английского парламента в 13 веке, его собрания
проходили не регулярно, в разных помещениях
и даже городах. В средние века было обычным
делом устраивать многие светские мероприятия
и торжества именно в здании церкви. Стоит
обратить внимание на то, что и сегодняшнее
расположение английского парламента
называется Westminster, что можно
перевести как «западная монастырская
церковь».
Политический оттенок термин приобретает в конце 18 века в Соединенных Штатах Америки. Первая поправка к Конституции США, в которой декларируется право граждан США «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб», впервые заложила основу для развития явления через систему правовых норм. Уже в 1808 году слово «лобби» было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США десятого созыва. А примерно с середины 19 века «лобби» и производные от него становятся одними из самых употребляемых в американском политическом лексиконе. Именно в это время под ним стали понимать место, где заинтересованные лица могли донести свою позицию до членов Палаты представителей и сенаторов. Согласно правилам вход в зал заседаний им был запрещен. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их назвали лоббистами. Чаще всего таким местом выступала прихожая нижнего этажа здания Капитолия штата Олбани . В этом месте представители общественных кругов и организаций получали возможность встречаться и оказывать влияние на представителей власти.
Но существуют и другие
мнения. Так в некоторых российских и зарубежных
источниках распространение термина «лобби»
связывают с вестибюлем гостиницы «Виллард»
(Willard InterContinental
Washington) в Вашингтоне. В этой гостинице
останавливались приехавшие на сессию
парламентарии на рубеже 18-19 веков. Именно
в вестибюле этой гостинице, лоббисты
могли донести свое мнение по поводу принятия
того или иного закона.
Практически в тоже время происходит и
профессионализация явления. Во времена
президентства У.С. Гранта (1869-1877),
генерала, снискавшего славу во время
гражданской войны в Соединенных Штатах
1861 - 1865 годах, возникает специальный институт посредников-профессионалов,
которые стали брать на себя задачи лоббирования
интересов заинтересованных
групп.
Самым ранним зафиксированным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским
правительством американского экс-сенатора
для лоббирования покупки американским
правительством Аляски.
Профессиональный
словарь лоббистской
(составитель к.п.н П.А. Толстых)
Республика Казахстан – одна из немногих стран постсоветского пространства, где тема регулирования лоббистской деятельности за последние десять лет находится в мейнстриме политических дискуссий. При этом, в отличие от России, головным сторонником принятия соответствующего закона является исполнительная власть - Правительство и Министерство Юстиции Казахстана. Разберем подробнее попытки регламентации лоббистской деятельности в Казахстане, аргументацию сторонников и противников закона.
Проект закона
«О лоббировании законодательных актов»
1999 года
Первая попытка отрегулировать
лоббистскую деятельность в Казахстане
была предпринята в июне 1999 года. Правительством
был инициирован проект закона «О лоббировании
законодательных актов», основной идеей
которого было регулирование вопросов
лоббирования гражданами и юридическими
лицами своих интересов при подготовке
и рассмотрении законодательных актов.
Действие закона должно было распространяться
на депутатов Парламента и государственных
служащих, которые признавались уполномоченными
должностными лицами, при этом лоббистская
деятельность, по примеру американского законодательства, могла быть осуществлена как в Парламенте,
так и в Правительстве.
При рассмотрении законопроекта Комитет
по законодательству и судебно-правовой
реформе посчитал, что проект закона не
отвечает социально-политическим требованиям
того периода. Не были ясно и четко определены
цели и задачи закона, следствием чего
явилось расплывчатость политической
и правовой основы законопроекта. Не были
конкретизированы механизмы, формы и методы
воздействия лоббистской организации
на депутатов Парламента. Все эти моменты
привели к отклонению законопроекта.
Несмотря на отклонение, общественно-политические дискуссии относительно регулирования лоббизма в Казахстане не прекратились, и постоянно появлялась в политической повестке дня. Следующая попытка узаконить деятельность лоббистов была предпринята в 2002 году. Но тогда документ даже не дошел до парламента, поскольку большинство членов правительства его не одобрило.
Проект закона
«О лоббизме» 2010 года
10 января 2010 года в Мажилис Парламента
Республики Казахстан Правительством
были внесены проекты законов «О лоббировании»
и «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам совершенствования
деятельности органов внутренних дел
в сфере обеспечения общественной безопасности».
Законопроекты направлены на исполнение
поручений Президента Республики Казахстан,
данных на Антикоррупционном форуме 6
ноября 2008 года.
Лоббизм, по проекту закона, это деятельность по представлению и продвижению своих интересов, в процессе участия в законотворческой работе. Предполагается, что такая деятельность будет осуществляться только в Парламенте, что отличается от законопроекта 1999 года.
Согласно законопроекту
в качестве лоббистов могут выступать отраслевые ассоциации,
союзы — объединения юридических лиц,
в состав которых входит не менее 10 юридических
лиц. Профсоюзы, общественные организации,
некоммерческие партнерства и отдельные
юридические лица (лоббистские фирмы)
из списка лоббистов исключаются.
Лоббистам дается право участвовать в
разработке законопроектов только после
прохождения государственной регистрации
в уполномоченном органе. Также устанавливаются
формы осуществления лоббистской деятельности,
закрепляется необходимость предоставления
ежегодной отчетности.
По мнению представлявшего законопроект 23 февраля 2010 года в Мажилисе вице-министра юстиции Дулата Куставлетова, институт лоббирования законов позволяет учитывать инициативы и интересы более широких слоев населения. Лоббизм вовлекает граждан, различные социальные группы, общественные объединения в процесс разработки необходимых обществу законов. По мнению инициаторов законопроекта, формирование законодательства о лоббировании развивает положения Конституции Республики Казахстан о праве граждан участвовать в управлении делами государства. В этой связи, данный законопроект, по мнению его разработчиков, придал бы процессу взаимодействия общества и власти современный, демократичный и правовой характер, обуславливая возможность воздействия в процессе законопроектной работы на законодательную ветвь власти различными группами граждан, образующими объединения юридических лиц.
Вместе с законопроектом
«О лоббировании» в Мажилис
Лоббистская деятельность
Казахстана за рубежом
Казахстан по сравнению с другими странами
Центральной Азии активно ведет себя на
международной политической арене. Министерство
Юстиции США опубликовало отчет за первое
полугодие 2008 года о деятельности лоббистских
компаний, представляющих интересы иностранных
государств, организаций и частных лиц
в США. Согласно данному отчету, Посольство
Казахстана перечислило лоббистской фирме APCO Worldwide $998 тыс. за:
Лоббизм и экономические реформы в Казахстане в постсоветский период
Аскар Шоманов.
Лоббирование групповых
интересов представителями
1. Историческая ретроспектива
1.1. Что такое лоббизм Для понимания сути и специфики функционирования лоббизма в казахстанском обществе, находящемся на транзитном этапе своего развития, целесообразно было бы ознакомиться с некоторыми его характеристиками, которые были выявлены в ходе мировой практики. Среди политологов существуют две точки зрения на природу лоббизма, в которых выражено негативное и позитивное отношение к этому политическому явлению. Долгое время советская обществоведческая наука не признавала наличие лоббизма в СССР и лоббизм трактовался весьма узко и как сугубо негативное явление, присущее только несоциалистическим государствам. Даже энциклопедические издания представляли его как систему "...контор и агентств крупных монополий или организованных групп при законодательных органах США, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых организаций". [1] На взгляд сторонников указанного определения, лоббизм является своего рода специфическим и особым видом криминальной деятельности. Во многом это утверждение правомерно и сегодня, так как современные группы давления унаследовали и переняли некоторые формы и методы лоббирования, характерные для советского времени, которые были скрыты от непосвященных завесой секретности. Позитивное определение лоббизма выражается в том, что прежде всего он является совокупностью различных форм опосредованного воздействия на власть со стороны групп интересов, существующих в обществе. При этом если негативный подход к лоббизму связывал его с воздействием на законодательную власть, позитивный подход признает закономерность и необходимость такого воздействия в отношении всех ветвей власти, в том числе исполнительной и судебной. Более того, в последнее время в научной литературе все больше распространяется мнение о том, что лоббизм - это не только средство давления, но и одна из специфических форм представительства всего многообразия различных общественных интересов. [2] С точки зрения группы исследователей экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей А.А.Нещадина, А.А.Блохина, В.В.Верещагина и др., "лоббизм сам по себе - это высоко квалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической политической системы. Лобби, лоббизм - это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов". [3] К позитивной оценке лоббизма относится также мнение о том, что понятие лоббизма охватывает объективно существующее, сложное и многогранное явление и представляет собой уже организационно сформированную, юридически подкрепленную, саморегулирующуюся систему выражения и проталкивания группами давления своих интересов снизу вверх, которая лишь частично поддается государственному контролю. [4] Принимая во внимание такую двоякую (негативную и позитивную) природу лоббизма, можно предположить, что и в том и в другом случае речь идет об одном и том же политическом феномене, но только в различных его формах. В первом случае это корпоративистский тип представительства или лоббирование как "обмен", "контракт". Во втором случае можно говорить о плюралистическом типе представительства интересов или лоббировании как "давлении" на государство со стороны групп интересов. Мнения большинства российских аналитиков, которых поддерживают и казахстанские эксперты, занимающиеся данной проблематикой, сходятся в том, что политический смысл лоббизма заключается в выполнении триединой функции. Во-первых, лоббизм выполняет функции посредничества между гражданами и государством. Это посредничество имеет место, прежде всего, в сфере обмена информацией. Зачастую лоббистские группировки оказываются единственным источником информации, в получении которой бывают заинтересованы отдельные группы людей. Во-вторых, лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов. Естественно, что все люди и их группы стремятся отстаивать свои интересы доступными им средствами с учетом социальных и экономических и юридических норм. Вполне логично, что в определенной ситуации интересы начинают сталкиваться. В такой ситуации становятся необходимыми механизмы их сопоставления, определения приоритетов и нахождения компромиссов. В-третьих, лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Большое количество общественных и политических организаций и движений не всегда в состоянии участвовать в выборах в законодательный орган, хотя выражение их интересов носит большое общественное значение в принятии решений. Поэтому через систему и практику лоббизма получают свое выражение и представительство в общенациональном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными. В мировой практике сформировались две модели лоббизма: американская и "континентально-европейская", каждая из которых имеет свои отличительные характеристики. При американской модели законодательное регулирование лоббизма позволяет артикулировать свои интересы не только структурам "большого бизнеса", но и множеству общественных организаций, в результате чего происходит постоянное расширение его социальной базы. Последнее обстоятельство не позволяет американскому закону о лоббизме осуществлять полноценный контроль за предоставлением широким слоям общества возможности принимать активное участие в отстаивании своих интересов. Континентально-европейская модель лоббизма не предусматривает ни каких-либо механизмов юридического нормирования этой сферы деятельности, ни специальной регулирующей структуры. В ней, как правило, отсутствует какая-либо юридическая база, которая позволяла бы различным общественным организациям легализованно заниматься лоббистской деятельностью. В результате лоббистской деятельностью занимается узкая прослойка общества в лице отраслевых, торгово-промышленных, финансово-промышленных ассоциаций и союзов. Вполне естественно, что о какой-либо представленности в их деятельности "общественных интересов" говорить не приходится. В научной литературе в качестве основных субъектов лоббизма, как правило, выделяют заинтересованную группу или группу интересов, группу давления и, собственно, лобби, каждому из которых различные авторы дают свои определения. На мой взгляд, наиболее точными, лаконичными и доступными для понимания являются определения, данные российским исследователем лоббизма Н.Б.Ивановым. Опираясь на исследования политической культуры США, опыт которых, наряду с другими странами, может выступать в качестве классического примера, он пишет, что "группа давления - это социально-экономическая группа, сама и/или посредством своей агентуры (лобби), осуществляющая лоббирование, при этом ее влияние на власть явно непропорционально ее численности. Заинтересованная группа - это группа, оказывающая влияние на власть, примерно соответствующее или меньшее ее численности. Если заинтересованные группы преследуют в основном идейные цели, которые могут идти на отрицание друг друга, то у групп давления, в большинстве своем состоящих из бизнесструктур, цели схожи. Группа давления - это прежде всего корпоративные интересы". [5] Хотя процессы лоббирования всегда осуществляет небольшая группа людей, результаты лоббирования, как правило, имеют более значительные последствия и затрагивают интересы больших слоев населения страны.