Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:16, курсовая работа
Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику.
4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения и определить в его структуре маргинальный сегмент.
5. Провестианализсоциальныхпроцессов, используярезультаты, полученные в ходе эмпирического исследования маргинального сознания и поведения населения.
Введение
Глава 1. Общая характеристика маргинальности
1.1 Концепция маргинальности в западной социологии
1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии
Глава 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества
2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме
2.2. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества
2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема
2.4. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации
Глава 3. Исследование маргинального сознания и поведения населения
3.1. Цели и задачи исследования.
3.2. Описание исследования
Заключение.
Список использованной литературы
Второй вид
адаптации - негативная, трактуемая через
понятие социально-
1-я группа - паразитарно-иждивенческая модель адаптации - (пауперы) - характеризуется нестабильной занятостью, случайными заработками, особый способ жизнеобеспечения за счет других. Слабая степень адаптации к новым социальным условиям проявляется в отсутствии собственности, очень низком уровне доходов (нищие, просящие подаяния; бомжи, бичи, лишившиеся жилья; беспризорники - социальные аутсайдеры). Главные психосоциальные особенности этой группы: экономическая пассивность и осознанное убеждение в своем праве на гарантированную помощь государства. Интересная особенность этой маргинальной группы заключается в том, что ее относят к “стойким” (не временным) социальным группам, имеющим свою многовековую и незавершившуюся историю, и подвергавшуюся тщательному изучению, выявлению психологических черт и анализу их субкультуры. И.А, Голосенко в своей статье, посвященной осмыслению феномена нищенства в России на материале социологических исследований XIX - нач. XX в.в., отмечает, что существовал метафорический термин - “профессиональное нищенство”, и понимался он как промысел, требующий особых навыков и способностей.
2-я группа (негативной
адаптации) - модель социального
паразитизма. Этому виду
Сделанная нами
попытка типологиза-ции
Особую группу маргиналов составляют биосоциальные группы молодежи/подростков и пенсионеров/инвалидов, находящиеся на периферии производственно процесса.
Маргинализации молодежи способствует не только ущербная система социализации, блокирование каналов самореализации, но и отсутствие в ее сознании социокультурных механизмов этой самореализации, что приводит к уродливым формам самовыражения, к различным видам дивиантного поведения, (наркотики, воровство, вандализм, национальная нетерпимость и др.) и дезориентации6.
Еще один источник маргинальной массы составляют пенсионеры и инвалиды. Это наиболее обездоленный отряд социальной периферии. Одиночество, изоляция и, в связи с этим, чувство своей ненужности, а также низкий жизненный уровень - два этих фактора создают постоянно действующую стрессовую ситуацию, делая эту группу маргинализированного населения наиболее уязвимой для самого процесса маргинализации.
Рассмотренная схема, основанная на идее вертикальной классификации, характеризует разные уровни социальной адаптации населения к меняющимся условиям жизни. Но анализ процессов маргинализации был бы неполным без рассмотрения еще одного вида маргинальности. Условно его можно определить как сознательно выбранную маргинализацию. Дифференциация в этом случае происходит по социально-психологическому принципу. В эту группу можно включить:
маргинализацию в результате миграции (оппозиция “город-село”);
подчиненное положение этноменьшинств в контексте “доминирующей культуры”;
конфессиональные группы;
приверженности эзотерических учений;
нонконформисты - особая категория маргиналов, которую характеризуют утрата субъективной идентификации с определенной группой, смена социально-психологических установок, сознательное отчуждение. В общих чертах анализируя эту группу на “русском материале”, М.Вебер приводит пример русских разночинцев - “народных неформальных интеллектуалов”.
Трансформационные процессы в современной России повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую. Дифференциация общества, корреляция многих групп создает сложную конфигурацию социума, рост и поливекторность социальной траектории для представителей маргинальных групп. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, анемия, экстремизм. Общая черта этих процессов - окружение травмирует личность, которая пытается адаптироваться в меняющемся обществе, но эти попытки являются в различной степени, патологическими.
В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным, их общее количество составляет в настоящее время более 700 тысяч человек. При этом лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к так называемым «социальным сиротам», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни7.
Ребёнок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие, начинает отстаивать своё право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными. Это приводит к побегам, девиантным и делинквентным формам поведения.
Наряду с этим, можно отметить, что социализация человека в процессе его развития проходит ряд этапов, которые он успешно или неуспешно может преодолевать. Так, Р.М. Грановская и И.М. Никольская выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде: - поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования; - изменения, которые он совершает в среде для приведения её в соответствии со своими потребностями; - внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.
Эти формы можно рассматривать как определённый момент в развитии защитного поведения человека.
С помощью механизмов психологической защиты, по мнению Р. Плутчика, которые формируются на непроизвольном уровне, происходит успешная адаптация человека к общим и специфическим условиям его жизни и деятельности. Условно-компенсаторный характер психологической адаптации придаёт её преимущественная нацеленность на сохранение субъективного комфорта личности, а не на объективные задачи деятельности. Своевременное обнаружение действия защитных механизмов, установление причин их запуска служат предпосылками повышения эффективности деятельности при сохранении целостности и гармоничности «Я».
Нарушению процесса адаптации способствуют различные виды депривации, которые влияют на адаптационную способность человека.
Перечень причин такого явления довольно разнообразен. Главная причина заключается в том, что в момент выявления детей, которые оказались в тяжёлых жизненных ситуациях, значительно отстаёт от самой возможности оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации, как самого ребёнка, так и его семьи, в результате чего родителей лишают родительских прав и помещают ребёнка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему новую семью. При этом поступающий ребёнок имеет целый комплекс последствий позднего выявления семейного неблагополучия, наличие комплекса проблем, связанных с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией.
Развитие современных общественных отношений столь противоречиво, что возникает необходимость искать категории, способные объяснить те или иные социальные процессы и явления на разных уровнях их формирования. Это актуализирует потребность исследования процессов профессиональной маргинализации в контексте нетрадиционной социологической парадигмы, ориентированной на социальную работу. Тема приобретает большую актуальность в связи с Национальными проектами Российской Федерации, которые сегодня позиционируются как ключевой вопрос внутренней государственной политики. Это важно, прежде всего, потому, что основными факторами качества жизни взрослого населения России являются средний доход на одного члена семьи - его воздействие особенно сильно на женщин - и профессиональная занятость, воздействие которой особенно сильно на мужчин. Исследовательский интерес к проблеме профессиональной маргинализации обусловливается также тем, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по данным Росстата постоянно возрастает8.
Причем именно профессиональная маргинальность выступает как основная форма и ведущий фактор социальной маргинальности в России, в силу подавляющей роли профессии и трудовой занятости в формировании экономического и социального статуса. По утверждению Л. М. Путиловой, маргинализация, которая характеризует все слои общества, не ведома ни одной цивилизованной стране мира.
Особенностью профессиональной маргинальности в России является то, что она действует не только на периферии профессионального поля, а повсеместно. Особый интерес представляют случаи, когда маргинальность (по отношению к требуемой сути и нормативам профессии) становится социально терпимым явлением или даже социально-приемлемой нормой. В профессиональном поле сдвиг равновесия между профессионалами и маргиналами в сторону маргинальности снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда, что в сфере социально значимых профессий означает переход черты безопасности специалистов для общества. M. Павалко связывает термин «профессиональная маргинальность» со многими значениями. В итоге, «значение маргинальности соотносится с индивидами, которые могут обладать некоторыми атипичными характеристиками или могут быть локализированы в атипичной деятельности, помещены в атипичные условия труда, похожие на общеупотребительные формы занятий». В настоящий момент не существует строгой формулировки, обозначающей ситуацию невыплаты зарплат на российских предприятиях. Как известно, «занятость» неразрывна с понятием «оплачиваемая», а «безработица» — с отсутствием каких-либо контрактных отношений с работодателем. Так формируется еще одна маргинальная идентичность — «работников без зарплаты». Противоречие состоит и в том, что зачастую размер заработной платы трудящегося ниже минимального прожиточного уровня в целом по стране и в регионе.Явление массового профессионального субъекта — количественное преобладание в профессиональном поле какого-либо ментально-нравственного типа профессионалов. В данном контексте профессиональную маргинальность можно рассматривать как феномен социокультурного поля. При конструировании профессионального поля формируется его внутренняя иерархия и условно выделяются, на наш взгляд, пять основных секторов.
1. Основатели. Производители идей, профессиональных ценностей, хотя и воплощенных иногда в неких осязаемых продуктах, но не тождественных им.
2. Элита. Особая группа, выполняющая миссию мозгового, культурного и управляющего центра.
3. Профессионалы высокой квалификации. Группа определяется преимущественно позитивной идентичностью, которая проявляется в стремлении профессионального совершенствования до уровня современного образца. Дипломированные специалисты. Должностные функции работников продиктованы жесткими правилами; основной критерий профессионализма состоит в степени приближения выполнения функций к установленным инструкциям.
4. Профессиональные маргиналы — люди, находящиеся на окраине, границе профессионального поля, чаще всего, не имеющие специального образования, не являющиеся профессионалами. Из их числа со временем могут быть пополнены сектора внутреннего плана, но в некоторых случаях это специалисты, вытесненные из других секторов.
Факторы, влияющие
на возникновение и
– демографический фактор, который характеризуется увеличением числа населения пенсионного возраста; естественная убыль значительно превышает прирост населения, хотя частично она компенсирована положительным сальдо миграции;
– здоровье — распространение инфекционных и психических заболеваний, рост социальных болезней (пьянство, наркомания и т. п.), увеличение числа инвалидов и др.;
– маргинализация — одни люди не обладают профессиональной идентичностью, так как она не была сформирована изначально; другие первоначально ее имели, но со временем, в силу объективных причин, утратили.
Вторую группу факторов составляют9:
– внешняя интеллектуальная миграция — выезд за рубеж специалистов, составляющих интеллектуальный потенциал страны; особой формой является наем ученых и специалистов иностранными компаниями, функционирующими на территории России;
– внутренняя миграция (во много раз превышает внешнюю) — переход ученых в бизнес, торговлю, финансовые институты; вовлечение ученых и профессионалов в деятельность криминальных структур;
– «неформальная занятость» — работники, не оформленные официально в зарегистрированных организациях, а также официально оформленные наемные работники, осуществляющие, помимо основной, неучтенную деятельность (вторичная занятость) — представлена в формальном секторе экономики; люди, имеющие скрытую занятость, которая все чаще приобретает принудительный характер — наблюдается в неформальном секторе;