Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:16, курсовая работа
Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику.
4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения и определить в его структуре маргинальный сегмент.
5. Провестианализсоциальныхпроцессов, используярезультаты, полученные в ходе эмпирического исследования маргинального сознания и поведения населения.
Введение
Глава 1. Общая характеристика маргинальности
1.1 Концепция маргинальности в западной социологии
1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии
Глава 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества
2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме
2.2. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества
2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема
2.4. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации
Глава 3. Исследование маргинального сознания и поведения населения
3.1. Цели и задачи исследования.
3.2. Описание исследования
Заключение.
Список использованной литературы
– качество жизни — низкий уровень здравоохранения, образования, социального обеспечения, состояние коммуникаций и жилья, социальная и правовая незащищенность граждан, увеличение доли расходов населения на платные услуги в связи с монетизацией льгот и др.;
– дифференциация оплаты труда по отраслям экономики и регионам — самая низкая заработная плата в образовании, здравоохранении, культуре, науке, сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и машиностроении и др.; заработная плата в финансовом секторе экономики, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии и т. п. значительно превышает среднюю по стране (данный факт идет вразрез с мировой практикой в развитых странах).
В России социальные процессы, определяющие специфику маргинального статуса, усложнили состав затронутых маргинализацией групп: беженцы, безработные, мигранты и т. д. Проблема наглядно может быть показана на примере изучения социального статуса профессиональной группы российских врачей, проведенного международным коллективом ученых Европы.
Важное значение при изучении проблемы профессиональной маргинальности может иметь самоидентификация, когда человек относится к одной профессии (реально работает), но идентифицирует себя с референтной для него группой (совсем другой) и во всем ориентируется на нее. Поэтому можно заключить, что в основе формирования ролевых и ценностно-нормативных комплексов новых профессиональных групп (предпринимателей, народных целителей и др.) лежат маргинальные практики. В подобном случае маргинальность человека в профессии может проявляться10:
1) в плане самосознания — неотождествление себя с профессиональным полем (отсутствие идентичности) — как предмет исследования в психологии и социологии личности;
2) в сфере поведения — действие под влиянием мотивов, выходящих за рамки профессиональных функций и этики — как предмет изучения бихевиоризма, а также социологии профессий и профессиональных групп.Опираясь на модель анализа социальных проблем, предложенной Т. М. Симоновой, выделим субъекты проблематизации.
Среди субъектов, причастных к проблеме профессиональной маргинальности, выделяются жертвы проблемы. К ним относятся, например, вынужденные мигранты — беженцы и вынужденные переселенцы из стран СНГ и зон военных и межнациональных конфликтов на территории России. Именно бывшие советские граждане, внезапно оказавшиеся нищими на прежнем месте жительства, в полной мере демонстрируют черты новых маргинальных групп, так как последние переживают наиболее интенсивные изменения своего положения по отношению к прежней, привычной системе социально-профессиональных отношений. Переезд вынужденных переселенцев оказывается элементом преимущественно нисходящей классово-профессиональной мобильности.
Сравнительный анализ утверждений, полученных на вопрос «Кто я?», у вынужденных переселенцев и местных жителей показывает определенные различия в их «Образах Я». Идентификационные матрицы показали, что, в первую очередь, с профессией идентифицировали себя: среди мигрантов - 18,1%; среди коренных жителей - 12,4% (то есть значительно меньше). У большой части перемещенного населения профессиональная принадлежность оказалась актуальной, а в отдельных случаях _- утрированной. Так, одна 32-летняя женщина-переселенка из Таджикистана, проживающая с 1993 г. в одном из крупных городов России, на просьбу дать пять ответов на вопрос «Кто я?» пять раз подряд ответила: «Я - бухгалтер». Это подтверждает высокую ценность профессиональной идентичности в условиях маргинализации. В этом случае профессиональная идентичность - социально-регулирующий механизм, выполняющий две основные функции: интегрирующую - на групповом уровне и адаптивную - на личностном.
Кроме того, в качестве субъектов, причастных к проблеме, выделяются ее носители. По мотивационно-реализационному критерию, на мой взгляд, различаются маргиналы:
1) бихевиоральные;
2) ментальные. Среди бихевиоральных маргиналов по стилю профессионального поведения можно выделить две категории:
а) имитаторы профессиональной деятельности - люди, принявшие профессиональные ценности чисто формально;
б) саботажники - индивиды, приявшие ценности профессии не полностью. Обе группы, с точки зрения социальной приемлемости, характеризуются профессионально-функциональной непригодностью.
По ценностно-мотивационной ориентации среди ментальных маргиналов можно выделить две категории:
а) ментально-интериоризированные, ценности которых хотя и лежат внутри профессии, но это - узкие специалисты, не выходящие в выполнении должностных функций за рамки личных интересов; они видят не работу, а себя в ней (крайнее проявление - «фанатизм»);
б) ментально-экстериоризированные
В настоящее
время особый интерес в плане
изучения ценностей профессиональной
идентичности представляют две группы
маргинализованных
Как среди «экс-профессионалов», так и среди «работающего контингента» могут быть условно выделены: маргиналы - «активные отрицатели инноваций» - люди, которые на основе сохранения прежней профессиональной ментальности упорно отстаивают отжившие профессиональные ценности; маргиналы - «пассивные неприятели современности» - работники, полностью дезориентированные утратой профессиональной идентичности, так как имевшаяся ранее была ведущей в их системе ценностей12.
Субъекты, вовлеченные в проблему профессиональной маргинальности, могут быть привлечены к ней либо в силу исполнения профессиональных функций (представители власти, научно-исследовательские центры, учреждения системы социальной защиты населения, занятости и здравоохранения, образовательные учреждения, юридические, педагогические, психологические службы и т. д.), либо в целях достижения личных интересов (родственники, члены трудового коллектива, соседи профессионального маргинала, представители общественных организаций, политических партий, волонтеры и т. п.)
В настоящее время проблема профессиональной маргинализации находится на стадии общественного признания. Хотя в сфере социальной политики совершаются некоторые попытки решения этой проблемы, реализация их на практике пока затруднена. В службах занятости населения РФ, в практике социальной работы с безработными общепризнанным является выделение следующих стадий переживаний одной из маргинальных групп - незанятого населения:
1) шок, неприятие
действительности - происходит отказ
поверить, признать факт потери
работы (наиболее остро эта стадия
протекает у людей
2) гнев - человек испытывает сильное возмущение, негодование;
3) депрессия - переживание подавленности, отчаяния;
4) переоценка ценностей в ту или иную сторону. Последняя стадия может иметь следствием как профессиональную маргинальность, так и обретение новой (или сохранение старой) профессиональной идентичности. Важное значение здесь приобретает социальная политика государства и ее реализация через социальную работу.
Логика позитивного преобразования общественной жизни требует построения концепции социальной работы. Такая концепция призвана обеспечить необходимый уровень социальной помощи, создать равные возможности профессиональной мобильности для всех групп и слоев населения, их активного участия в управлении обществом, что проявляется в трудовой, предпринимательской активности, самореализации имеющихся способностей.
В социальной работе
все клиенты традиционно
1) социально незащищенные;
2) девиантные;
3) маргинальные. Следовательно, специалисты с маргинальной идентификацией изначально являются объектами социальной помощи, а планомерная деятельность социальных работников может сыграть позитивную роль в формировании профессиональной идентичности.
Можно построить две модели профессиональной деятельности:
1) адаптивное поведение, основанное на приспособлении личности к условиям труда;
2) профессиональное развитие,
основанное на том, что
Вторая модель определяется как профессиогенез, под которым понимается система внутренних закономерностей развития, описывающих профессиональную динамику в разных координатах: «по вертикали» (индивидуальное формирование профессионализма); «по горизонтали» (изменения социальной и отраслевой структуры профессий); по этапам (историческое становление профессиональных типов и инструментов).
В контексте социологического
знания профессиональная маргинальность
во многом соотносится как с
В практической социальной работе с профессиональными маргиналами следует исходить из того, что в условиях глобализации принципиально не возможна стабильная идентичность - и тогда ее нарушения можно рассматривать как нормальное состояние личности, принуждаемой объективными условиями динамичных социальных процессов постоянно отслеживать изменения в своем социально-профессиональном самоопределении.
По мнению ряда исследователей, социальный маргинальный статус не является однозначно негативной характеристикой, а может стимулировать творческую активность личности и социальный прогресс. Творчески одаренный человек с формальным маргинальным статусом реализует свой потенциал, скорее, не благодаря окраинному положению, а вопреки ему. Он трансцендентен и способен использовать преимущества своего «пограничного» существования, но лишь при наличии соответствующего внутреннего потенциала «творческого разрушения стереотипов». В целом, более устойчивая идентификация с той или иной профессиональной группой может помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности, однако двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.
Так, результаты проведенных нами глубинных интервью указывают на возможность перехода (при определенных условиях) представителей народной медицины из маргинального положения в другие сектора профессионального поля официальной медицины. Специалисты, обладающие знаниями в области аллопатии и владеющие приемами этномедицины, видят официальную и народную медицину в единстве. «Взаимоотношения между специалистами профессиональной и непрофессиональной медицины в виде сотрудничества сегодня направлены на качественное и эффективное лечение больных» (информант 1: невропатолог, рефлексотерапевт); «Считаю, что строго делить медицину на традиционную и нетрадиционную не имеет смысла, так как нет ничего традиционнее народных методов, передающихся от поколения к поколению на протяжении сотен лет» (информант 3: врач-инфекционист, аромотерапевт). Вышесказанное позволяет предположить, что маргинальное положение в профессиональном поле можно рассматривать в качестве условия как конвергенции понятий аллопатии и этномедицины, так и слияния практик14.
Процесс социальной
работы над профессиональной идентичностью
можно представить как ряд
последовательно
1) маргинализация;
2) профессионализация;
3) формирование и расширение среднего слоя.
Механизм прохождения данных этапов: бизнес-школы; дополнительное образование; возможности трудоустройства; взаимодействие различных институтов (система образования, рынок труда, конкретные субъекты) и т. д. Ответ на вопрос, можем ли мы сегодня считать вузы профессионализирующими институтами, в специфических российских условиях маргинализации общества будет, скорее всего, отрицательным, поскольку многие выпускники работают не по полученным специальностям, а там, где можно - любым доступным способом - трудоустроиться. Профессиональная занятость, не основанная на свободном самоопределении, препятствует идентификации субъекта труда с его деятельностью.