Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:23, реферат
Понятие "маргинал" впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972г. (ранее существовало только понятие "маргинальный"). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие «маргинальность»………………………………………………..5
Глава II. Маргинальность в современной России…………………………………9
1.1 Процесс маргинализации……………………………………………………....9
1.2 Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества…………………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………16
Министерство образования и науки РФ
Елецкий
государственный университет
Экономический факультет
Кафедра
философии и молодежной политики
РЕФЕРАТ
«Маргиналы
и маргинальность в современной
России»
Елец – 2011г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Понятие «маргинальность»……………………………………
Глава II. Маргинальность в современной России…………………………………9
1.1 Процесс маргинализации…………………………………………
1.2
Роль маргиналов в формировании социальной
структуры российского общества…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Понятие "маргинал" впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972г. (ранее существовало только понятие "маргинальный"). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами.
Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент — представитель социального «дна». Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек.
Маргинальность - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена.
Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.
В отличие от «классической» возможна и обратная последовательность маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется.
Ведь деклассирование —
Прежде всего - в отсутствии
своего рода профессионального
кодекса чести. Профессионал
Глава I. Понятие «маргинальность»
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур". Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.
Применительно
к целям и задачам
Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском обличии.
В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя. Восленский прямо утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного общества и номенклатура сама, по сути, является маргинальной группой.
Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.), анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной структуры невозможно.
И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.
Среди
западных исследователей проблемы следует
выделить переведенные и оригинальные
работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы
связей рефеодализации и маргинальности
с состоянием общества и сталинской политикой.
В частности, ею уделено особое внимание
осуществлению сталинским режимом социальной
политики насильственного переструктурирования
общества путем использования прежней
феодальной практики "приписывания"
тех или иных групп к разряду "своих"
или "чужих". При оценке тенденций
изменения социальной структуры постреволюционного
общества она убедительно доказывает
несоответствие доктринальных марксистских
установок о классовом характере общества
реальной практике, воспроизводившей
сословную иерархическую систему отношений.
Глава II. Маргинальность в современной России
1.1 Процесс маргинализации
Процесс маргинализации идет по двум векторам:
1. «Определение» выносится обществом в отношении других индивидов и групп, являющихся нетипичными либо предлагающими иные интерпретации реальности;
2. «самоопределение» индивидов и групп как маргиналов.
Маргинальность извне: приписывается обществом. Данные процессы описываются через термины «маркирование нетипичности», «навешивание ярлыков». Общество приписывает индивиду, группе, явлению статус «маргинальных», что означает возведение барьеров для интеграции чужаков в социум.
Мысль, что отклонение создается обществом, достаточно распространена в современной социологической традиции. «Социальные группы создают отклонение, создавая правила, нарушение которых составляет отклонение, применяя эти правила к отдельным индивидам и наклеивая на них ярлык аутсайдеров ».
Клеймение индивида имеет важные следствия в отношении дальнейшего социального участия и самоимиджа этого индивида. Так, «социальное исключение» как процесс нарушения прав, ограничение доступа к жизненно важным ресурсам имеет в своей основе представление, что данные индивиды и группы «не такие, как все», а следовательно, не могут пользоваться всей полнотой прав, их статус должен быть особо оговорен.
Для
осуществления процесса маргинализации
необходим субъект, который ставит
«диагноз» в отношении
Информация о работе Маргиналы и маргинальность в современной России