Маргиналы и маргинальность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Описание

Понятие "маргинал" впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972г. (ранее существовало только понятие "маргинальный"). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие «маргинальность»………………………………………………..5
Глава II. Маргинальность в современной России…………………………………9
1.1 Процесс маргинализации……………………………………………………....9
1.2 Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества…………………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Маргиналы и маргинальность в современной России.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, главный результат конструирования  маргинальности «извне» это искусственно создаваемые барьеры для социальной интеграции, выпадение из «мейнстрима», «забывание», концептуальное «незамечание» маргинальных групп.

     Маргинальность  изнутри: самоидентификация. Этот процесс  может идти как самостоятельный; идти параллельно приписыванию маргинального  статуса извне; быть следствием получения  ярлыка маргинала.

     Маргинальная  самоидентификация основывается на ранее выделенных критериях чувстве  собственного несоответствия «норме»  и продуцировании иных определений  реальности. Типичными реакциями  на навязывание маргинального статуса  являются в одних случаях интернализация «маргинального» статуса, когда «диагноз» становится для человека субъективно реальным. Тогда возникает чувство вины, принятие «терапевтических» мер, направленных на интеграцию в социум, и «возврат к нормальности» приносит немалое субъективное удовлетворение. Другой тип реакции на «клеймение» — отрицание диагноза, декларирование своей «особости» либо стремление к переопределению ситуации.

     Девиация. Это связано с накоплением  «отрицательной энергии», которая либо оказывается деструктивной для  самих членов подобщества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия, неуправляемых действий. Примерами этого являются в первом случае так называемые религиозные деструктивные культы, во втором различные организации нацистского толка.

     Интеграция. Ранее маргинальная, группа постепенно завоевывает сильные социальные позиции, ее точка зрения, ее определение реальности постепенно становятся общепринятыми. Маргиналы этого типа являются первопроходцами, реформаторами, проводниками новых социальных норм, направлений в искусстве; новые веяния моды также всегда проходят этап маргинальности, прежде чем стать достоянием большинства. Здесь важен механизм формирования общественного мнения, и агентами его изменения, по мнению Э. Ноэль-Нойман, являются те, кто не боятся изоляции, способны на фоне «спирали молчания» высказать мнение, противоположное официальному (общепринятому). Это люди особого типа, для которых «возмущение общественности лучше, чем отсутствие внимания». 
 

1.2 Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.

     Социальную  трансформацию общества сегодня  характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

     Акцент  в разные годы делался на различных  аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.  Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.

     Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально- групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции. Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в

российском  обществе.

     Трансформация российского общества с неизбежностью  повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей .

Маргинальность  переживает сейчас весьма своеобразный момент : про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас- шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности. Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на  обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

     Маргинал  отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды. Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

     Ученые  обратили  внимание на то, что в  ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей  художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних  десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание культурных вековых барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос.институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных  групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Маргинальность - это не состояние автономии, а  результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

     Уход  в маргинальность предполагает два  совершенно различных маршрута:

- либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного,

совершенно  иного мира;

- либо  постепенное вытеснение (или насильственный  выброс) за пределы законности.

     В любом варианте, будь то результат  «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.

Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для

общественной  морали, социального развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Балабанова Е.С. и др. Маргинальность в современной России, Москва: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. - 208 с.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.

3. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/Под ред. проф. З.Т. Голенковой.-М.: Гардарики, 2005. - 474с.

4. И.П. Попова Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования)// Социс.- 1999 № 7. С. 62-71

5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407с.

6. http://wikipedia.org 

Информация о работе Маргиналы и маргинальность в современной России