Маргиналы в социальной структуре современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:45, реферат

Описание

На настоящем этапе развития российского общества концепция маргинальнсти становится одной из признанных исследовательских теоретических моделей, которая может быть использована в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее перспективны для исследования социальной структуры, социальной динамики и социальных процессов

Содержание

1. Введение.
2. Понятие «маргинальность».
3. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
4. Особенности современного процесса маргинальности.
5. Маргинальность как социальный феномен:опыт концептуализации.
6.Заключение.
7 Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

рефератик.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

источник пополнения маргинальных слоев — нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, однако, постоянно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. 

В российском обществе после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в

виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов  – тех, кого отвергает само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а

маргинальность  становится чрезмерно массовым и  долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам.

Однако в  послереволюционном обществе искусственная  маргинализация

коснулась целых  категорий и групп населения. Шло разделение общества на

противников и сторонников режима. Возникали и искусственноподдерживались

режимом такие  группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а  просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда). 
 
 
 
 
 
 
 

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых рассматриваются

проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой половины ХХ века.

Наиболее полно  и квалифицированно теория вопроса  вместе с экскурсами в нашу историю  изложена в публикациях Е. Старикова.

[3]

Ему принадлежит  приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и важнейшей  для понимания изменений в  социальной структуре российского  общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах  процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди отечественных социологов  выдвинул гипотезу о воссоздании после революций 1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском обличии.

В подобном же русле написаны работы

[4] М. Восленского, посвященные рассмотрению

становления и развития номенклатуры как особого  слоя. Восленский прямо

утверждает, что  номенклатура – продукт деклассированного общества и

номенклатура  сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных  исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),

анализируя  соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводам  о том, что при описании модели структурных изменений и сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен  вопрос о роли сталинских репрессий  в социальном

преобразовании  советского общества. Исходя из масштабов и последствий

государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть

дееспособного населения и с учетом того, что  значительные группы общества

обеспечивали  деятельность карательной машины, исследователь  делает вывод о

насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и

оригинальные  работы

[5]

Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей

рефеодализации  и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой.

В частности, ею уделено особое внимание осуществлению  сталинским режимом

социальной  политики насильственного переструктурирования общества путем

использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных групп к

разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения социальной

структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает

несоответствие  марксистских доктринальных установок  о классовом характере

общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую систему отношений.

В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует  отметить появление

первых исследовательских  работ, посвященных "лишенцам"[6] (А. Добкин, М.

Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов

и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пребывание  в состоянии маргинальности способствует изменению мировоззрения и формированию у индивидов маргинального поведения. В свою очередь, формы социального  поведения значительных масс людей сказываются на социальных процессах в обществе. В связи с этим, выявление маргинальной составляющей в структуре населения современного российского общества и изучение различных видов маргинального поведения индивидов приобретают особую актуальность.  
Следует отметить, что исследование проблемы маргинальное
в отечественной социологии в основном ограничивается теоретическим осмыслением состояния российского общества и мало подкрепляется  
* эмпирическими данными. Научные работы, как правило, носят общий характер,  
рассматривают концепцию маргинальности в общероссийском контексте и мало внимания уделяют региональным аспектам.  
1 В связи с этим, важно подчеркнуть, что хотя маргинализация захватила всё  
общество, окраинные территории и столицы выделяются в этом отношении особенно. В настоящей работе диссертант останавливается на исследовании периферийных территорий, в частности Приморского края, где на фоне  
1 общероссийской тенденции маргинализация населения просматривается более  
отчетливо. Происходит это потому, что интенсивные процессы маргинализации, характерные для Приморья, наряду с общероссийскими  
' факторами обусловлены еще и рядом региональных факторов: исторически  
сложившимися активным переселением, колонизацией и пенитенциарными процессами на Дальнем Востоке. Во все времена и во всех странах люди, по  
каким-либо причинам выпавшие из социальных структур, отличались  
повышенной мобильностью и заселяли окраинные территории. В связи с этим население Приморского края формировалось в прошлом и пополняется в щ настоящее время за счет маргинальных социальных элементов - беженцев,  
мигрантов, бывших заключенных, сезонных рабочих, вынужденных переселенцев, криминальных элементов, бродяг и т.п. Таким образом, образование маргинального сегмента в социальной структуре Приморского края происходит вследствие как общероссийской тенденции увеличения количества маргинальных групп в современном обществе, так и вследствие действия специфических региональных факторов. Это дает основание предполагать наличие достаточно высокой концентрации маргинальных субъектов среди населения края. В этой связи, исследование маргинального сегмента в социальной структуре Приморского края приобретает особую актуальность.  
Кроме того, поскольку проблема маргинальности  малоизученна, , то её дальнейшая разработка актуальна и для развития самой науки.
 
 
 
 
 
 
 

    Исследование проблемы маргинальности имеет достаточно давнюю традицию и характеризуется многообразием подходов. Родоначальниками концепции маргинальности считаются американские социологи Р.Парк и Э.Стоунквист, хотя сами процессы маргинализации рассматривались и раньше в трудах Г.Зиммеля, К.Маркса, Э.Дюркгейма, В.Тэрнера. Так, Г.Зиммель касался в своих исследованиях последствий взаимодействия двух культур и описал социальный тип чужака. К.Маркс показал механизм формирования избыточной рабочей силы в капиталистическом обществе и образования деклассированных слоев. Э.Дюркгейм изучал неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных установок индивида в контексте общественной системы норм и ценностей. Эти авторы не выделяли маргинальное как отдельную социологическую категорию, но вместе с тем они подробно описывали социальные процессы, следствием которых является состояние маргинальности. 
В современной зарубежной социологии сложились два основных подхода к пониманию феномена маргинальности 
В американской социологии проблема маргинальности рассматривается с позиции культурного подхода, в котором она определяется как состояние личностей или групп людей, поставленных на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Основой данного подхода является культурный конфликт и связанные с ним проблемы неприспособляемости личности, оказавшейся на границе двух несхожих миров и характеризующейся определенными  
социально-психологическими чертами. В его рамках изучают данный социальный феномен Р.Парк, Э.Стоунквист, А.Антоновски, М.Голдберг, Д.Головенски, Н.Дики-Кларк, А.Керкхофф, И.Краусс, Дж.Манчини, Р.Мертон, Е.Хьюз, Т.Шибутани, Т.Уиттерманс.  
В европейской социологии проблема маргинальности исследуется с позиции структурного подхода, который рассматривает её в контексте изменений, происходящих в социальной структуре общества вследствие различных социально-политических и экономических процессов. Маргинальность исследуется с точки зрения образования различных переходных и периферийных маргинальных групп и определяется как состояние, связанное с переориентацией или утратой социальным субъектом статусных позиций. В европейской традиции также выделяется идейная маргинальность, которая рассматривается как отрицание индивидом или социальной группой культурных стандартов и ценностей общества. С позиции структурного подхода изучают маргинальность А.Фарж, А.Турен, Ж.Леви-Стрэнже, Я.Штумски, А.Прост, В.Бертини.  
В отечественной науке в настоящее время феномен маргинально исследуется с точки зрения разных подходов.  
В социологии проблема маргинальности большинством авторов анализируется с точки зрения трансформации социально-экономической системы и социальной структуры общества, в рамках стратификационной модели социальной системы. В этом направлении исследуют проблему З.Галимуллина, З.Голенкова, А.Заворин, С.Кагермазова, С.Краснодемская, И.Попова, Н.Фролова.  

       5. Маргинальность как социальный феномен:опыт концептуализации.

Теоретические предпосылки концепции маргинальности в социологии  
Приступая к исследованию проблемы маргинальности, важно отметить, что само понятие
«маргинальность» со времени своего появления приобрело достаточно широкий и многозначный контекст. Это затрудняет задачу формулирования его универсального исчерпывающего определения. Любая попытка ограничиться однозначным определением, позволяющим объединить разнородные сущности, несостоятельна. В настоящее время в социологии нет единого подхода, как в понимании самого термина, так и в рассмотрении проблемы маргинальности в целом. Этим можно объяснить тот факт, что в зависимости от контекста исследования меняется объем понятия «маргинальность», термин приобретает различные смысловые оттенки и значения, указывает на разные социальные объекты, описывает многообразный круг явлений.  
Выбор того или иного значения понятия часто предопределяется содержанием исследования, тематикой, проблемой. Исследователю, работающему с понятием
«маргинальность», необходимо попытаться операционализировать его соответственно направлению и теме своей работы. Во-первых, это дает возможность применять его согласно данному определению, не подменяя его содержания. Во-вторых, концептуальные определения «нуждаются в операционализации с тем, чтобы через систему индикаторов и переменных исследователь мог диагностировать некоторую эмпирическую ситуацию и степень выраженности в ней изучаемого признака»[7] В-третьих, это позволяет исключить элемент метафоризации понятия маргинальности, когда оно употребляется не в качестве научного термина с четко определенным смысловым пространством, а в качестве метафоры. Маргинальность — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне её.[7]  
Более развёрнутую дефиницию маргинальности с указанием её основных характеристик и факторов, приводящих к маргинальности, дает И.Попова. Она определяет маргинальность как состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации[8]  
Существуют и более широкие трактовки маргинальности3, которые используют философы, антропологи, культурологи и т. д. Но они не релевантны данному исследованию, поскольку в работе затрагивается исключительно социологическая проблематика и не ставится задача рассмотрения философского и культурологического подхода.  
В настоящем диссертационном исследовании выбор определенного смыслового значения понятия
«маргинальность» продиктован конкретной темой. В работе под маргинальностью будем понимать состояние индивида или группы, занимающих промежуточное положение между какими-либо социальными группами или крайнее положение в обществе, что приводит к неполному включению в данные социальные образования, изменению или утрате прежнего социального статуса и сопровождается изменением ценностно-нормативной ориентации и поведения индивида.

Информация о работе Маргиналы в социальной структуре современного российского общества