Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:57, контрольная работа
Марксистская социология - материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.).
1. Социологическая теория марксизма
1.2 Марксистская теория общественно-экономических формаций
2. Социальные организации
2.1. Формальные организации
2.2. Неформальные организации
2.3. Управление организациями
Вывод
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский филиал
Московского
государственного университета пищевых
производств
Кафедра
«Общеобразовательные дисциплины»
Контрольная
работа
по дисциплине «Социология»
на тему: « Марксистская социология и социальные организации»
Вариант
- 5
Выполнена студентом:
Группы УЗ-301
Лаптевой
Натальей
Проверила:
к.псх.н., доцент
Денисова
О. П.
Тольятти 2010
Содержание
1. Социологическая теория марксизма
1.2 Марксистская теория общественно-экономических формаций
2. Социальные организации
2.1. Формальные организации
2.2. Неформальные организации
2.3. Управление организациями
Вывод
Список литературы
1.Социологическая теория марксизма
Марксизм - одно из течений социологической мысли конца XIX - начала XX вв. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Марксистская социология - материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.).
Общество определяет содержание и направление деятельности человека. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания - обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.
Основу
жизни составляет материальное производство.
Материальные интересы являются движущей
силой общественного
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс).
С точки зрения марксизма общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды.
В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни:
экономическая
- производство, распределение, обмен
и потребление материальных благ;
социальная - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности;
политическая сфера - совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов;
духовная сфера - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов.
1.2. Марксистская теория общественно-экономических формаций
Общественно-
Маркс К. выделил пять общественно-экономических формаций развития человеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому все члены общества равны в своей бедности. На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Т.о. возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как орудие классового господства, а также и определённая идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определённых социальных групп в обществе.
Кроме теории общественно-экономической формации, у Маркса К. существует и др. подход к периодизации истории. Он выявляет три исторические ступени: общество, основанное на личностной зависимости людей (докапиталистическое общество), общество, основанное на вещной зависимости (капиталистическое), и общество, в котором реализуется зависимость, определяемая индивидуальным развитием человека. В буржуазной социологии существует близкая к данной схеме классификация истории: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное. Критерием классификации является технологический способ производства. Наличие различных подходов в исследовании истории позволяет представить общество как многомерный феномен максимально использовать познавательные возможности каждого метода в исторической практике. Эти концепции представляют варианты трактовки истории как всеобщего, линейного, прогрессивного процесса. Им противостоит концепция нелинейного развития общества, концепция локальных культурно-исторических типов.
Термин "формация" (от лат. formatio - образование) первоначально использовался в геологии и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г.К.Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А.Г.Бернером.
Геологическая формация обозначает комплекс горных пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Иными словами, в одно целое их объединяет общность условий образования. Аналогичная картина наблюдается и в сообществе людей, которых соединяет в единый класс, социальную страту или группу интересов общность социального происхождения (все - выходцы из пролетариата или среднего класса), общий уровень образования, цвет кожи, национальность, общее место жительства и т.п.
Стратификации - обозначает последовательность вертикально расположенных однородных слоев породы. Социальная страта - совокупность всех людей, имеющих одинаковые или очень близкие доходы, уровень образования, объем власти и престиж.
В результате, описывая общество, мы получаем помимо одной степени свободы еще одну, причем, весьма разнородную, внутри себя. Соединение в одно целое вертикальных и горизонтальных отношений, не одной, а двух степеней свободы, позволяет нам шагнуть дальше понятия стратификации к чему-то более общему и фундаментальному. Им-то и является формация, которой геологи приписывают еще одно значение - "геологическая система".
Вот он искомый термин - система, в нашем случае, социальная система. В нем легко прочитывается начало подвижности, гибкости, разнородности. Система гораздо вариативнее, нежели структура. Она может соединять разнородные элементы, оставаясь при этом единым целым.
В обществе формации возникают на определенном этапе исторического развития, объединяя институты, группы, классы учреждения в нечто единое потому, что они несут на себе отпечаток своего времени, своей эпохи. Скажем, рабовладельческий строй в Индии, Греции, Риме или Египте, наверняка, имел какие-то общие черты, которые были обусловлены своим временем, тем, что столь разные страны, попавшие в одну формацию, другим способом, нерабским, поднять свое хозяйство, достичь процветания не могли. Прошли столетия, появились иные источники богатства, и все упомянутые страны перешли к феодальному способы получения прибыли. Да и отношения между людьми резко изменились.
Этот принципиально важный для социологии момент - проследить исторические закономерности в смене типов социальной системы - и пытался обнаружить в своих исследованиях К.Маркс. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческое общество.
Формация - это
развивающийся социально-
Общественно-
В
данном определении зафиксированы
следующие структурные и
1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран;
2. Тип формации
определяется не религией, искусством,
идеологией и даже не
3. В самой
экономике надо выделить
4. Таким элементом
выступают производственные
5. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса);
6. Все общественные
формации, выстроенные в
7. Если в жизнь
страны не вмешиваются
Согласно социальной статике К.Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.
Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает, прежде всего, экономика, отчасти - политика. То есть она реальна - с точки зрения влияния на общественную формацию - лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже в третью очередь. Она важнее искусства, но менее ценна, чем экономика или политика.
Так и выстраивается незримая иерархия важности подсистем общества. В самом верху, почти за облаками, скрывается религия. За ней вниз шкалы спускается искусство. Чуть ближе к базису располагается идеология, совсем близко размещается политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.
Информация о работе Марксистская социология и социальные организации