Марксистская социология и социальные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:57, контрольная работа

Описание

Марксистская социология - материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.).

Содержание

1. Социологическая теория марксизма

1.2 Марксистская теория общественно-экономических формаций

2. Социальные организации

2.1. Формальные организации

2.2. Неформальные организации

2.3. Управление организациями

Вывод

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

5 вариант готов.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Тольяттинский филиал

Московского государственного университета пищевых  производств 

Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Социология»

                  на тему: « Марксистская социология и социальные организации»

Вариант - 5 
 
 
 

Выполнена студентом:

Группы  УЗ-301

Лаптевой  Натальей 

Проверила:

к.псх.н., доцент

Денисова  О. П. 
 
 
 

Тольятти 2010

Содержание

    1.    Социологическая теория марксизма

    1.2 Марксистская теория общественно-экономических формаций

    2.    Социальные организации

    2.1. Формальные  организации

    2.2. Неформальные  организации

    2.3. Управление  организациями

     Вывод

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1.Социологическая теория марксизма

     Марксизм - одно из течений социологической мысли конца XIX - начала XX вв. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Марксистская  социология - материалистическое понимание  истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического  процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.).

     Общество  определяет содержание и направление деятельности человека. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания - обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.

     Основу  жизни составляет материальное производство. Материальные интересы являются движущей силой общественного производства. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

     «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс).

С точки зрения марксизма общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды.

     В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни:

экономическая - производство, распределение, обмен  и потребление материальных благ;                                 

социальная - сфера  взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности;

политическая  сфера - совокупность политических отношений  различных партий, организаций, государственных  и иных политических институтов;

духовная сфера - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов.

     1.2. Марксистская теория общественно-экономических формаций

     Общественно-экономическая  формация - это социально-производственная органическая целостность со своим  способом материального производства, с присущими ей особыми производственными отношениями, своими формами общественной организации труда, устойчивыми формами общности людей и отношений между ними, специфическими формами управления, организации семейных отношений, определёнными формами общественного сознания. Системообразующим принципом общественно-экономической формации является способ производства. Смена способов производства определяет смену общественно-экономических формаций.

     Маркс К. выделил пять общественно-экономических  формаций развития человеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому все члены общества равны в своей бедности. На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Т.о. возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как орудие классового господства, а также и определённая идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определённых социальных групп в обществе.

     Кроме теории общественно-экономической  формации, у Маркса К. существует и  др. подход к периодизации истории. Он выявляет три исторические ступени: общество, основанное на личностной зависимости людей (докапиталистическое общество), общество, основанное на вещной зависимости (капиталистическое), и общество, в котором реализуется зависимость, определяемая индивидуальным развитием человека. В буржуазной социологии существует близкая к данной схеме классификация истории: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное. Критерием классификации является технологический способ производства. Наличие различных подходов в исследовании истории позволяет представить общество как многомерный феномен максимально использовать познавательные возможности каждого метода в исторической практике. Эти концепции представляют варианты трактовки истории как всеобщего, линейного, прогрессивного процесса. Им противостоит концепция нелинейного развития общества, концепция локальных культурно-исторических типов.

     Термин "формация" (от лат. formatio - образование) первоначально использовался в  геологии и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г.К.Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А.Г.Бернером.

     Геологическая формация обозначает комплекс горных пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Иными словами, в одно целое их объединяет общность условий образования. Аналогичная картина наблюдается и в сообществе людей, которых соединяет в единый класс, социальную страту или группу интересов общность социального происхождения (все - выходцы из пролетариата или среднего класса), общий уровень образования, цвет кожи, национальность, общее место жительства и т.п.

     Стратификации - обозначает последовательность вертикально расположенных однородных слоев породы. Социальная страта - совокупность всех людей, имеющих одинаковые или очень близкие доходы, уровень образования, объем власти и престиж.

     В результате, описывая общество, мы получаем помимо одной степени свободы еще одну, причем, весьма разнородную, внутри себя. Соединение в одно целое вертикальных и горизонтальных отношений, не одной, а двух степеней свободы, позволяет нам шагнуть дальше понятия стратификации к чему-то более общему и фундаментальному. Им-то и является формация, которой геологи приписывают еще одно значение - "геологическая система".

Вот он искомый  термин - система, в нашем случае, социальная система. В нем легко  прочитывается начало подвижности, гибкости, разнородности. Система гораздо вариативнее, нежели структура. Она может соединять разнородные элементы, оставаясь при этом единым целым.

     В обществе формации возникают на определенном этапе исторического развития, объединяя  институты, группы, классы учреждения в нечто единое потому, что они несут на себе отпечаток своего времени, своей эпохи. Скажем, рабовладельческий строй в Индии, Греции, Риме или Египте, наверняка, имел какие-то общие черты, которые были обусловлены своим временем, тем, что столь разные страны, попавшие в одну формацию, другим способом, нерабским, поднять свое хозяйство, достичь процветания не могли. Прошли столетия, появились иные источники богатства, и все упомянутые страны перешли к феодальному способы получения прибыли. Да и отношения между людьми резко изменились.

     Этот  принципиально важный для социологии момент - проследить исторические закономерности в смене типов социальной системы - и пытался обнаружить в своих  исследованиях К.Маркс. Благодаря  материалистическому пониманию  истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческое общество.

Формация - это  развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда, исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

     Общественно-экономическая  формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

     В данном определении зафиксированы  следующие структурные и динамические элементы:

1. Никакая отдельно  взятая страна, культура или общество  не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран;

2. Тип формации  определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим  режимом, а ее фундаментом - экономикой;

3. В самой  экономике надо выделить центральный  элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит ваша или соседняя страна;

4. Таким элементом  выступают производственные отношения,  а в них - отношения собственности;

5. Надстройка  всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет  только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса);

6. Все общественные  формации, выстроенные в последовательную  цепочку, выражают прогрессивное  восхождение человечества от  низших ступеней развития к  высшим;

7. Если в жизнь  страны не вмешиваются чужеродные  факторы, то она, или представляемое  ею общество, в своем развитии  должны пройти все ступени,  не перепрыгивая и не пропуская  ни одной формации.

     Согласно  социальной статике К.Маркса, базис  общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. 

     Марксизм  исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.

     Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению  к базису обладает лишь относительной  автономией. Отсюда следует, что подлинной  реальностью обладает, прежде всего, экономика, отчасти - политика. То есть она реальна - с точки зрения влияния на общественную формацию - лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже в третью очередь. Она важнее искусства, но менее ценна, чем экономика или политика.

     Так и выстраивается незримая иерархия важности подсистем общества. В самом  верху, почти за облаками, скрывается религия. За ней вниз шкалы спускается искусство. Чуть ближе к базису располагается  идеология, совсем близко размещается политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.

Информация о работе Марксистская социология и социальные организации