Марксистская социология и социальные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:57, контрольная работа

Описание

Марксистская социология - материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.).

Содержание

1. Социологическая теория марксизма

1.2 Марксистская теория общественно-экономических формаций

2. Социальные организации

2.1. Формальные организации

2.2. Неформальные организации

2.3. Управление организациями

Вывод

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

5 вариант готов.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

     Работа  в организации рассматривается  как карьера. Мотивами для продвижения  по службе могут служить старшинство  или заслуги перед организацией или и то и другое. По истечении испытательного срока индивиды утверждаются в должности и ограждаются от спонтанных увольнений. Благодаря этому фактору должностные лица менее восприимчивы к посторонним влияниям.

     Административные  приказы, правила, процедуры и полномочия оформляются в письменной форме и подлежат постоянному хранению.

Вебер был убежден, что бюрократическое правление  является характерной чертой современного капитализма. Однако он также настаивал  на том, что и социалистическое общество не в состоянии освободиться от этой структуры, причем оно станет свидетелем не падения, а возвышения бюрократических структур. Признавая ограниченность капитализма, Вебер, тем не менее, считал, что капиталистическое общество предоставляет наилучшие возможности для сохранения свободы личности и творческого руководства в мире, где доминирующую роль играют формальные организации 

     Недостатки  бюрократии

     Идеальная форма бюрократии, предложенная Вебером, недостижима на практике по ряду причин.

       Во-первых, индивиды существуют не  только для организаций. Люди переносят всю грязь, скопившуюся в их жизни, в бюрократические структуры, и у них есть множество интересов помимо организации.

     Во-вторых, бюрократии не защищены от социальных перемен. Если такие перемены происходят часто и быстро, соответствующие ответы, предусмотренные бюрократическими правилами и постановлениями, мешают рациональной работе.

     В-третьих, бюрократические системы предназначены  для “среднего” человека. Но ведь в  реальной жизни люди различаются  по интеллекту, энергии, усердию, преданности делу, поэтому фактически они незаменимы в повседневном функционировании организации.

     Торстейн  Веблен указывал на то, что бюрократические  структуры поощряют у своих членов привычку полагаться на установленные  правила и инструкции и применять их механически и нетворчески. Эту модель поведения он назвал привитой неспособностью. В результате социализации, происходящей в организациях, у работников часто складывается узкий кругозор, который ограничивает их способность реагировать по-новому на меняющиеся ситуации. Из-за привитой неспособности бюрократические учреждения при быстрых переменах зачастую оказываются негибкими и неэффективными.  

     2.2. Неформальные организации

     Правила, постановления, процедуры и межличностные  отношения, предусмотренные в бюрократической структуре, редко соответствуют реалиям жизни организации еще по одной причине. Формальная организация порождает неформальную организацию – сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют первичные группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются “общими знаниями”, совершают тайные поступки, решают проблемы и “срезают углы”.

     Неформальная  организация уходит корнями в  формальную. Чтобы избежать бюрократической  волокиты, работники часто заключают  друг с другом неформальные соглашения. В самом деле, для того, чтобы формальная организация работала без сбоев, ей необходима организация неформальная для интерпретации и поддержки ее целей и деятельности. Итак, люди связаны с более крупной группой членством в первичных группах, которые выполняют роль посредника между ними и формальной организацией. Кроме того, обезличенность бюрократических структур отрицательно сказывается на многих работниках, и они начинают искать теплоту и дружеское участие в рабочей обстановке через неформальные отношения.

     Исследования  выявили также важную роль неформальной группы в поддержании трудовой дисциплины, пресечении воровства со стороны отдельных рабочих. Например, изучая случаи воровства среди рабочих на одном из заводов, социологи пришли к выводу, что неформальные нормы регулируют как вид, так и количество похищенной собственности.

     2.3. Управление организациями

     Каждая  более или менее развитая организация  должна иметь в своей структуре  специальный орган, основным видом  деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация  целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

     Методы  управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия  на работников, группы и коллективы.

     На  каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

прямое (приказ, задание);

через мотивы и  потребности (стимулирование);

через систему  ценностей (воспитание, образование  и т.д.);

через окружающую социальную среду (изменение условий  труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

     В процессе руководства проявляются  личные особенности руководителя, поэтому  складываются разные стили руководства. Стиль руководства можно определить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем.

     Социальное  регулирование – целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное  на поддержание равновесия в управляемом  объекте и развитие его посредством  введения регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой “косвенное” управление и осуществляется (наряду с “прямым”) через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Вывод 

     Работа  К.Маркса и Ф.Энгельса в области  социологии дают возможность использовать некий инструмент для измерения уровня развития того или иного общества. Дает возможность представить развитие общества как растущий, эволюционирующий организм, проходящий различные этапы развития. Разделяет и классифицирует слои общества, характеризует и описывает взаимодействия между ними. Подобные исследования крайне важны для понимания функционирования общества как системы, создания инструментов для его дальнейшего развития (или разрушения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995.
  3. Современные социологические теории общества / Сост. и науч. ред. Н.Л.Поляковой. - М., 1996.
  4. Осипов Г. В., Тульчинский М. Р., Кабыща А. В. и др. «Социология», учебник для высших учебных заведений – М.: Наука, 2002
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.
  6. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М., 1999.

Информация о работе Марксистская социология и социальные организации