Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:52, контрольная работа
Идея массовой культуры появилась в 1920-е гг. в рамках доктрины массового общества, согласно которой в индустриальную стадию развития исчезает жесткая классовая поляризация, и главную роль на исторической арене начинают играть массы. В настоящее время все теории массового общества выделяют в два подхода. Согласно первому из них, массовому обществу присуща жесткая стандартизация, снижение индивидуальности личности и т.д. (Х. Ортега-и-Гассет; Э. Фромм и др.). Представители данного подхода относятся достаточно критично к массовому обществу, а соответственно и массовой культуре. С точки зрения более позднего подхода, массовое общество рассматривается скорее позитивно, хотя авторы отмечают его изъяны.
Введение……………………………………………………………….…….…….3
Массовая культура…………………………………………………….………….5
Уровни массовой культуры………………………………………………………9
Роль массовой культуры в современном обществе……………………...……11
Основные направления массовой культуры……………………….…………..12
Заключение………………………………………………………………...……..19
Список литературы………………………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Массовая культура…………………………………
Уровни массовой культуры………………………………………………………
Роль массовой культуры в современном
обществе……………………...……11
Основные направления массовой культуры……………………….…………..12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Идея массовой культуры появилась в 1920-е гг. в рамках доктрины массового общества, согласно которой в индустриальную стадию развития исчезает жесткая классовая поляризация, и главную роль на исторической арене начинают играть массы. В настоящее время все теории массового общества выделяют в два подхода. Согласно первому из них, массовому обществу присуща жесткая стандартизация, снижение индивидуальности личности и т.д. (Х. Ортега-и-Гассет; Э. Фромм и др.). Представители данного подхода относятся достаточно критично к массовому обществу, а соответственно и массовой культуре. С точки зрения более позднего подхода, массовое общество рассматривается скорее позитивно, хотя авторы отмечают его изъяны. Представители данного подхода не отрицают недостатки массового общества, однако отмечают такие черты массового общества, а значит и массовой культуры, как элемент большего равенства людей, возрастающую степень социальной однородности общества.
Впервые термин "массовая культура" ввел в обращение американский социолог Д. Макдональд в 1944 г.
Согласно современным
Теоретики и историки
культуры придерживаются далеко не тождественных
точек зрения по поводу времени возникновения
массовой культуры как самостоятельного
социального феномена. Так, Е. П. Смольская
полагает, что оснований для того, чтобы
говорить о тысячелетней истории массовой
культуры не существует. Напротив, американский
социолог Д. Уайт считает, что к первым
элементам массовой культуры можно отнести,
например, бои римских гладиаторов, которые
привлекали многочисленных зрителей.
Согласно А. Адорно, прототипами современной
массовой культуры следует считать формы
культуры, которые появились во время
становления капитализма в Англии, т. е.
на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что
романы, написанные в этот период (Дефо,
Ричардсон) предназначались для рынка
и имели явную коммерческую направленность.
Следовательно, они тяготели скорее к
«массовой», чем к «элитарной» культуре.
Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская
и др.) указывают, что эти произведения
не содержали известных шаблонов, которые
характерны для произведений массовой
культуры.
Второй этап начинается с 1960-х гг. и продолжается
до сегодняшнего дня. Это время считается
переломными в содержательной стороне
массовой культуры Запада, что связано
с началом формирования информационного
общества. На данном этапе продолжает
возрастать роль массовой культуры в обществе.
Массовая культура все больше выступает
как средство адаптации человека в обществе.
Массовая культура
Массовая культура - это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции - массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.
Становление массовой культуры
связано с формированием
Появление массовой культуры означало не просто появление еше одного типа культуры наряду с уже сложившимися - изменился способ функционирования всей культуры. Вследствие того что постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное - увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.
Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:
- серийный характер предметов потребления;
- примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
- развлекательность, забавность, сентиментальность;
- натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;
- культ сильной личности, культ жизненного успеха.
В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни - отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.
Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.
Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:
- ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм - бегство от действительности;
- быстродоступность и быстрозабываемость;
- традиционность и консерватизм;
- оперирование средней языковой семиотической нормой;
- занимательность.
В конце XX - начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.
К основным составляющим массовой культуры относят:
1) информационную индустрию - прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии - «желтой прессе» XIX - начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
2) индустрию досуга - фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
3) систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
4) тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
Уровни массовой культуры
Вполне очевидно, что
массовая культура - явление далеко
не однородное. Оно имеет свою структуру
и уровни. В современных исследованиях
выделяют три основных уровня массовой
культуры:
а)кич-культура;
б)мид-культура;
в)арт-культура (массовая культура, не
лишенная определенного художественного
содержания и эстетического выражения).
Проанализируем каждый из этих уровней.
Кич-культура - массовая культура в ее самом низкопробном
проявлении. Само слово "кич" происходит
от немецких глаголов "kitschen" (халтурить,
создавать низкопробные произведения)
и "verkitschen" (дешево распродавать, продавать
за бесценок). Если первые проявления кича
получили широкое распространение лишь
в прикладном искусстве, то по мере его
развития область кича стала захватывать
все виды искусства, в том числе кино и
телевидение. При этом специалисты отмечают
(Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране
можно четко определить специфические
национальные черты кича: "слащавую
пошлость" немецкого кича, "откровенную
скабрезность" - французского, экстатическую
сентиментальность - итальянского, плоскую
примитивность - американского . Как правило,
произведения, принадлежащие к кич-культуре,
мимикрируют под настоящие произведения
искусства, но таковыми, разумеется, не
являются. К основным характеристикам
кич-культуры относят:
- упрощенную подачу проблематики;
- опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
- ориентированность на обывателя, чья
жизнь протекает скучно и однообразно.
Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра "бульварной прессы", кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры - точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно - одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.
Мид-культура, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
Арт-культура - наиболее высокий уровень массовой
культуры, рассчитанная на самый образованный
и требовательный сегмент аудитории. Главной
задачей арт-культуры является максимальное
приближение массовой культуры к нормам
и стандартам традиционной культуры.
Роль массовой культуры в современном обществе.
Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.
В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры - это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение - всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.
Информация о работе Массовая культура в современном обществе