Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:52, контрольная работа
Идея массовой культуры появилась в 1920-е гг. в рамках доктрины массового общества, согласно которой в индустриальную стадию развития исчезает жесткая классовая поляризация, и главную роль на исторической арене начинают играть массы. В настоящее время все теории массового общества выделяют в два подхода. Согласно первому из них, массовому обществу присуща жесткая стандартизация, снижение индивидуальности личности и т.д. (Х. Ортега-и-Гассет; Э. Фромм и др.). Представители данного подхода относятся достаточно критично к массовому обществу, а соответственно и массовой культуре. С точки зрения более позднего подхода, массовое общество рассматривается скорее позитивно, хотя авторы отмечают его изъяны.
Введение……………………………………………………………….…….…….3
Массовая культура…………………………………………………….………….5
Уровни массовой культуры………………………………………………………9
Роль массовой культуры в современном обществе……………………...……11
Основные направления массовой культуры……………………….…………..12
Заключение………………………………………………………………...……..19
Список литературы………………………………………………………………21
Основные направления массовой культуры.
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
- индустрия "субкультуры детства"
(художественные произведения для детей,
игрушки и промышленно производимые игры,
товары специфически детского потребления,
детские клубы и лагеря, военизированные
и иные организации, технологии коллективного
воспитания детей и т.п.), преследующая
цели явной или закамуфлированной стандартизации
содержания и форм воспитания детей, внедрения
в их сознание унифицированных форм и
навыков социальной и личной культуры,
идеологически ориентированных миропредставлений,
закладывающих основы базовых ценностных
установок, официально пропагандируемых
в данном обществе;
- массовая общеобразовательная
школа, тесно коррелирующая с
установками "субкультуры
- средства массовой информации (печатные
и электронные), транслирующие широким
слоям населения текущую
- система национальной (государственной)
идеологии и пропаганды, "патриотического"
воспитания и пр., контролирующая
и формирующая политико-
- массовые политические движения
(партийные и молодежные
- массовая социальная мифология
(национал-шовинизм и
- индустрия развлекательного
- индустрия оздоровительного
- индустрия интеллектуального
- система организации, стимулирования
и управления потребительским спросом
на вещи, услуги, идеи как индивидуального,
так и коллективного пользования (реклама,
мода, имиджмейкерство и т.п.), формирующая
в общественном сознании стандарты социально
престижных образов и стилей жизни, интересов
и потребностей, имитирующая в массовых
и доступных по ценам моделях формы элитных
образцов, включающая рядового потребителя
в ажиотажный спрос как на престижные
предметы потребления, так и модели поведения
(особенно проведения досуга), типы внешности,
превращающая процесс безостановочного
потребления социальных благ в самоцель
существования индивида;
- разного рода игровые
- всевозможные словари,
Можно перечислить еще ряд иных, более
частных направлений массовой культуры.
Поскольку в повседневном быту люди сталкиваются
с феноменами массовой культуры чаще всего
в ее наиболее коммерциализированных
проявлениях - эстрадно-музыкальном, эротическом
и развлекательно-игровом шоу-бизнесе,
"низких" жанрах кино и литературы,
назойливой рекламе, низкопробных публикациях
и передачах СМИ и т.п., в обществе (в частности
в отечественном) сложилось несколько
однобокое представление о массовой культуре
как о сугубо коммерческой, безвкусной
и безнравственной "контркультурной"
тенденции, характерной своей откровенностью
в сексуальной сфере, нездоровым интересом
к проблемам человеческой физиологии
и психопатологии, образам насилия, жестокости,
антиэстетизма и пр., по существу паразитирующей
на всем том, что в традиционной культуре
всегда считалось запретным, тайным или
по крайней мере не рекомендуемым к публичной
демонстрации. Разумеется, все это имеет
широкое распространение в массовой культуре,
но отнюдь не потому, что она неспособна
к самовыражению в других образных системах,
на других более эстетических языках.
Вспомним, что в тоталитарных обществах
имеет место совершенно другая по своим
формам и проявлениям массовая культура
милитаристско-психо-
военно-спортивного типа, прославляющая
тот же самый культ насилия, но не ради
защиты чести и достоинства личности,
а насилия политического по отношению
к "врагам народа", "инородцам",
"иноверцам" и пр., приветствующая
интимные отношения не ради любви и наслаждения,
а ради воспроизводства "представителей
чистой расы", "классовых борцов за
правое дело" и т.п.
Условия жизни к сегодняшнему дню радикально
переменились. Сегодня мы ориентированы
на совершенно другие стандарты социальной
престижности, выстроенные в той системе
образов и на том языке, которые уже фактически
стали международными и которые, несмотря
на упреки старшего поколения и традиционалистски
ориентированных групп населения, нас
вполне устраивают, привлекают и завлекают.
И никто нам эту "культурную продукцию"
не навязывает. В отличие от политической
идеологии что-либо "про это" никому
навязать нельзя. За каждым сохраняется
право выключить телевизор, когда ему
захочется. Массовая культура как один
из наиболее свободных по режиму своего
распространения товаров на рынке информации
может существовать только в условиях
добровольного и ажиотажного спроса. Конечно,
уровень подобного ажиотажа искусственно
поддерживается заинтересованными продавцами
товара, но сам факт повышенного спроса
именно на это, выполненное именно в этой
образной стилистике, на этом языке, порожден
самим потребителем, а не продавцом. Образы
массовой культуры, как и всякая иная образная
система, демонстрируют нам не что иное,
как наше собственное "культурное лицо",
которое на самом деле было присуще нам
всегда; просто в советское время эту "сторону
лица" не показывали по телевизору.
Если бы это "лицо" было абсолютно
чужим, если бы в обществе не имел место
действительно массовый спрос на все это,
мы бы и не реагировали на него столь остро.
Но главное все же заключается в том, что
подобная коммерчески привлекательная,
выставленная на свободную продажу компонента
массовой культуры является отнюдь не
самой сущностно значимой ее чертой и
функцией, а может быть, и наиболее безобидным
ее проявлением. Гораздо важнее то, что
массовая культура представляет собой
новый в социокультурной практике, принципиально
более высокий уровень стандартизации
системы образов социальной адекватности
и престижности, какую-то новую форму организации
"культурной компетентности" современного
человека, его социализации и инкультурации,
новую систему управления и манипулирования
его сознанием, интересами и потребностями,
потребительским спросом, ценностными
ориентациями, поведенческими стереотипами.
Заключение
Хотя массовая культура, безусловно, является
"эрзац-продуктом" специализированных
"высоких" областей культуры, не порождает
собственных смыслов, а лишь имитирует
явления специализированной культуры,
пользуется ее формами, смыслами, профессиональными
навыками, нередко пародируя их, редуцируя
до уровня восприятия "малокультурного"
потребителя, не стоит оценивать это явление
однозначно негативно. Массовая культура
порождается объективными процессами
социальной модернизации сообществ, когда
социализирующая и инкультурирующая функции
традиционной обыденной культуры, аккумулирующей
социальный опыт городской жизни в доиндустриальную
эпоху, утрачивают свою эффективность
и содержательную актуальность, а массовая
культура фактически принимает на себя
функции инструмента обеспечения первичной
социализации личности в условиях национального
общества со стертыми сословие-классовыми
границами. Вполне вероятно, что массовая
культура является эмбриональным предшественником
какой-то новой, еще только нарождающейся
обыденной культуры, отражающей социальный
опыт жизни уже на индустриальном (культурно-национальном)
и постиндустриальном (во многом уже транснациональном)
этапах развития, и в процессах селекции
ее пока еще весьма неоднородных по своим
характеристикам форм может вырасти новый
социокультурный феномен, параметры которого
нам еще не ясны.
Так или иначе, но очевидно, что массовая
культура представляет собой вариант
обыденной культуры городского населения
(и прежде всего той его части, которая
относится или тяготеет к буржуазной в
функциональном смысле субкультуре) эпохи
"высоко специализированной личности",
компетентной только в своей узкой сфере
знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей
пользоваться печатными, электронными
или одушевленными справочниками, каталогами,
"гидами" и иными источниками экономно
скомпонованной и редуцированной информации.
Список литературы
1. Учебник для вузов/
Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко.-3-е
изд.,перераб.и доп. –М.:ЮНИТИ-
2. Флиер А.Я. «Культура как фактор национальной безопасности»
// Общественные науки и современность.
1998. № 3.
3. Смольская Е. П. «Массовая культура»:
развлечение или политика?» - М., 1986.
4. Теплиц К. Т. «Всё для всех. Массовая культура
и современный человек.» //Человек: образ
и сущность. – М., 2000.
5. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции // ОНС : Общественные науки и современность. – 2007.
Информация о работе Массовая культура в современном обществе