Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:20, контрольная работа

Описание

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс.

Работа состоит из  1 файл

социалогия.docx

— 55.44 Кб (Скачать документ)

Массовая культура

С завершением  формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают  и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого  процесса являются постепенное повышение  статуса городского населения, более  широкое вхождение различных  слоев общества в активную гражданскую  жизнь. Зарождение массовой культуры можно  отнести еще к тому времени, когда  стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента  распространения в западных странах  закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес  с базара Белинского и Гоголя, а  обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен  кинематограф, ставший средством  массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности  для своего восприятия. К этому  же периоду относится широкое  распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного  реализма. Третий важнейший сдвиг  был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи  и разделившую с экранным творчеством  славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала  в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного  бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд  спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические  возможности массовой культуры многократно  возросли. Так первое выступление  Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли.           Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры. Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.           Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.    Концентрированным превращением культуры в средство стимуляции потребления стала реклама. Она нацеливает человека на реализацию «первичных» витальных потребностей и стремлению к социальному престижу, заменяя духовный продукт материальным. Представление о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечная цель человеческого бытия. Через рекламу предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления.          Массовая культура не требует ни каких дополнительных знаний и обращается по преимуществу к эмоциональной сфере. Всеобщность массовой культуры не исключат разнообразия и структурированности массовой культуры в зависимости от различий. Тиражирование. Распространенный мотив критики массовой культуры – стандартизация. Массовая культура характеризуется всеобщностью, предшествовавшая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические идеалы и ценности лишь претендовала на всеобщность.     Огромную роль в распространения массовой культуры играют СМИ, они по мнению Г.М. Маклуена радикально меняют среду обитания человека и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принуждается думать не линейно последовательно, а через интервалы – мозаично.     Сегодня в культура привязана к оригинальному, а значит престижному потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации.           Влияние массовой культуры в слабо развитых странах создает видимость доступности для индивида иного, более легкого существования, что должно способствовать подсознательному убеждению в преимуществах западного образца жизни, его некритическому принятию и идеализации, порождая чувство неполноценности в отношении к собственной культуре.  Распространяемая с запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т.е. погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными. Массовая культура приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентаций, заменяя их новыми мифами и фетишами не имеющими ничего общего с реальной жизнью населения.          Со времени разложения первобытного общества, с начала разделения труда, социальной стратификации и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая стратификация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. Их количество можно соотнеси с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности.   Массовая культура освобождает человека от личной ответственности, снимает проблему самостоятельного выбора. Структура бытия задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций. В массовой культуре все известно наперед правильный политический строй, единственно верный строй, звезды, место в строю, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа» и пр.       Направления массовой культуры сегодня:

- Индустрия «детства», преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания людей, внедрение в их сознание унифицированных форм и навыков социальной 
и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе.

- Массовая образовательная школа, тесно коррелирующая с установками субкультуры детства, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений 
об окружающем мире. К историческому и культурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в обществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные 
знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания.

- Средства массовой информации, транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, растолковывающие рядовому человеку смыл происходящих событий, суждений и поступков 
различных деятелей, т.е. занимающихся практически манипулированием сознанием людей и формирующим общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.

- Система национальной и государственной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных 
групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную готовность» 
общества к возможным военным и политическим потрясениям.

- Массовые политические движения инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью 
вовлечения акции широких слове населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит, мало понимающих смыл предлагаемых им программ, на поддержку которых их 
мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.

- Массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (наши – 
не наши), замещающая анализ сложных многофакторных причинно следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым фантастическим объяснением. Это освобождает людей от собственных размышлений по рациональному объяснению волнующих проблем.

- Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую развлекательную культуру и т.п. где зритель выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на 
активное включение или экстатическую реакцию на происходящее. Массовая художественная культура нередко пользуется приемами эстетизации безобразного, брутального, физиологического, т.е. действует 
по принципу средневекового карнавала и его «смысловых перевертышей». Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно доступному, а порой и ирония над этой общедоступностью.

- Индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправление его телесного имиджа.

- Индустрия интеллектуального досуга, приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству и т.п.

- Система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования, формирующая в общественном сознании 
стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида.

- Разного рода игровые комплексы.

- Всевозможные словари справочники, энциклопедии и т.п. т.е. знания компактно и популярно изложенные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субкультура

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение  отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие, как в случае с ЛГБТ, так как тяжело назвать культуру, к которой бы она относилась.      Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Иногда  определение субкультуры может  составлять некоторую трудность так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, тем круче он считается и тем лучше продается – в бизнесе это известно всем. Такой процесс культурного впитывания может привести к летальному исходу для развития субкультуры, а ее поклонники начнут изыскивать и развивать новые стили, которые бы не вписывались в культуру широкого потребления.        Музыкальные субкультуры очень чувствительны к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.

Многие  субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому  их поклонники стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для  целей бизнеса и выпустить  в большой мир.

Однако  не все субкультуры своей отличительной  чертой считают внешний вид. Очень  многие современные течение делают особый акцент на моральных или политических убеждений, которые широкой публике  уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически  не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные  предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей  своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и  так далее.

Считать принадлежность к субкультуре клеймом  не стоит, если это не перерастает  рамки человеческого общества. Вызывающее поведение представителей некоторых  течений стало настолько стереотипным, что само название субкультуры стало нарицательным.

 

 

 

 

 

 

 

Контркультура

Контркультура как культурное явление занимает определенное место как в дореволюционной, так в советской и постсоветской  культуре. Однако значение контркультуры и ее влияние на процессы прошлого и настоящего недостаточно выявлены, не имеют определенности и однозначности.

Многообразие  и сплетение существующих на сегодня  социокультурных элементов создают  мозаичность культурного поля, в  котором положение и значимость такого явления, как контркультура, не раскрыты, так как не определены четкие грани и отличия этого  феномена от различных субкультур.

В связи  с этим возникает необходимость  культурологического исследования сферы действия и влияния этого  элемента в структуре культуры и  социокультурного творчества, что позволит выделить характерные черты контркультуры, раскрыть диалектику се взаимосвязи  с основной культурой общества и  определить место и значение контркультуры  в культуре России XXвека.

Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии  контркультура — это течение  в рамках традиционной культуры, которая  направлена против отдельных ценностей  традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет  себя доминирующей культуре, ставит под  сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт  свою собственную систему норм и  ценностей.

Чёткую  границу между контркультурой и  субкультурой провести можно не всегда, поэтому иногда к одному явлению  применяются оба названия.

Cравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.

Однако  существует опасность подмены понятия  контркультура эрзацкультурой. Эрзацкультура от нем. Ersatz – заменитель. Эрзацкультура – это культура не с большой буквы, а перевернутая, не обогащающая, а опустошающая человека. Таким образом, культура наркоманов или панков, которую иногда представляют в качестве контркультуры, суть эрзацкультура, потому что она не развивается, не обогащает внутренний мир человека, а приводит в тупик.

Раскрытие понятия контркультура

Понятие «контркультура» появилось в  западной литературе в 1960 г., отразив  либеральную оценку ранних хиппи  и битников. Слово принадлежит  американскому социологу Теодору  Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.

На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические  особенности ее развития. Внутри различных  общественных групп рождаются специфические  культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. В истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей  начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной  культурной среды, возвещают новые  ценностные и практические установки  для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже  не о субкультурах, а скорее, о  контркультурных тенденциях.            Носителями контркультурного сознания являются, главным образом, такие социальные классы и слои, способ существования которых не обеспечивает положительность тех ценностей, которые образуют основание господствующей в конкретно-историческом обществе культуры. В результате черты контркультурного сознания и контркультуры проявляются как на стороне маргинальных слоев общества, так и в среде представителей самих господствующих классов, особенно в условиях обнаруживающихся процессов распада экономических, нравственных и политических оснований.

Информация о работе Массовая культура