Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:20, контрольная работа
С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс.
Массовая культура
С завершением
формирования индустриального общества
и его зрелостью обычно связывают
и становление массовой культуры.
Прямыми предпосылками этого
процесса являются постепенное повышение
статуса городского населения, более
широкое вхождение различных
слоев общества в активную гражданскую
жизнь. Зарождение массовой культуры можно
отнести еще к тому времени, когда
стали появляться доступная литература
и «картинки» для простого люда.
Но зрелый этап начинается с момента
распространения в западных странах
закона об обязательной грамотности. Однако
вопреки ожиданиям народ не понес
с базара Белинского и Гоголя, а
обратился к беллетристике, комиксам
и т.п. В 1895 году был изобретен
кинематограф, ставший средством
массового искусства, близкого всем,
не требующего даже элементарной грамотности
для своего восприятия. К этому
же периоду относится широкое
распространение фотографии, превратившейся
в массовое средство информационного
реализма. Третий важнейший сдвиг
был связан с изобретением и внедрением
граммофонной записи, что породило
еще один раздел массовой культуры
– легкую музыку, захватившую радиовещание,
а затем и все формы
- Индустрия
«детства», преследующая цели явной или
закамуфлированной стандартизации содержания
и форм воспитания людей, внедрение в их
сознание унифицированных форм и навыков
социальной
и личной культуры, идеологически ориентированных
миропредставлений, закладывающих основы
базовых ценностных установок, официально
пропагандируемых в данном обществе.
- Массовая образовательная
школа, тесно коррелирующая с установками
субкультуры детства, приобщающая учащихся
к основам научных знаний, философских
и религиозных представлений
об окружающем мире. К историческому и
культурному опыту коллективной жизнедеятельности
людей, к принятым в обществе ценностным
ориентациям. При этом она стандартизирует
перечисленные
знания и представления на основании типовых
программ и редуцирует транслируемые
знания к упрощенным формам детского сознания
и понимания.
- Средства массовой
информации, транслирующие широким слоям
населения текущую актуальную информацию,
растолковывающие рядовому человеку смыл
происходящих событий, суждений и поступков
различных деятелей, т.е. занимающихся
практически манипулированием сознанием
людей и формирующим общественное мнение
по тем или иным проблемам в интересах
своего заказчика.
- Система национальной
и государственной идеологии и пропаганды,
«патриотического» воспитания и пр., контролирующая
и формирующая политико-идеологические
ориентации населения и его отдельных
групп, манипулирующая сознанием людей
в интересах правящих элит, обеспечивающая
политическую благонадежность и желательное
электоральное поведение людей, «мобилизационную
готовность»
общества к возможным военным и политическим
потрясениям.
- Массовые политические
движения инициируемые правящими или
оппозиционными элитами с целью
вовлечения акции широких слове населения,
в большинстве своем весьма далеких от
политических интересов элит, мало понимающих
смыл предлагаемых им программ, на поддержку
которых их
мобилизуют методом нагнетания политического,
националистического, религиозного или
иного психоза.
- Массовая социальная
мифология, упрощающая сложную систему
ценностных ориентаций человека и многообразие
оттенков миропонимания до элементарных
дуальных оппозиций (наши –
не наши), замещающая анализ сложных многофакторных
причинно следственных связей между явлениями
и событиями апелляцией к простым фантастическим
объяснением. Это освобождает людей от
собственных размышлений по рациональному
объяснению волнующих проблем.
- Индустрия
развлекательного досуга, включающая
в себя массовую развлекательную культуру
и т.п. где зритель выступает не только
в качестве пассивного зрителя, но и постоянно
провоцируется на
активное включение или экстатическую
реакцию на происходящее. Массовая художественная
культура нередко пользуется приемами
эстетизации безобразного, брутального,
физиологического, т.е. действует
по принципу средневекового карнавала
и его «смысловых перевертышей». Для этой
культуры характерно тиражирование уникального
и сведение его к обыденно доступному,
а порой и ирония над этой общедоступностью.
- Индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправление его телесного имиджа.
- Индустрия интеллектуального досуга, приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству и т.п.
- Система организации,
стимулирования и управления потребительским
спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального,
так и коллективного пользования, формирующая
в общественном сознании
стандарты социально престижных образов
и стилей жизни, интересов и потребностей,
превращающая процесс безостановочного
потребления социальных благ в самоцель
существования индивида.
- Разного рода игровые комплексы.
- Всевозможные словари справочники, энциклопедии и т.п. т.е. знания компактно и популярно изложенные.
Субкультура
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие, как в случае с ЛГБТ, так как тяжело назвать культуру, к которой бы она относилась. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.
Иногда определение субкультуры может составлять некоторую трудность так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, тем круче он считается и тем лучше продается – в бизнесе это известно всем. Такой процесс культурного впитывания может привести к летальному исходу для развития субкультуры, а ее поклонники начнут изыскивать и развивать новые стили, которые бы не вписывались в культуру широкого потребления. Музыкальные субкультуры очень чувствительны к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.
Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить в большой мир.
Однако
не все субкультуры своей
Считать
принадлежность к субкультуре клеймом
не стоит, если это не перерастает
рамки человеческого общества. Вызывающее
поведение представителей некоторых
течений стало настолько
Контркультура
Контркультура
как культурное явление занимает
определенное место как в дореволюционной,
так в советской и
Многообразие
и сплетение существующих на сегодня
социокультурных элементов
В связи
с этим возникает необходимость
культурологического
Контркультура
— специфический вид
Чёткую границу между контркультурой и субкультурой провести можно не всегда, поэтому иногда к одному явлению применяются оба названия.
Cравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.
Однако существует опасность подмены понятия контркультура эрзацкультурой. Эрзацкультура от нем. Ersatz – заменитель. Эрзацкультура – это культура не с большой буквы, а перевернутая, не обогащающая, а опустошающая человека. Таким образом, культура наркоманов или панков, которую иногда представляют в качестве контркультуры, суть эрзацкультура, потому что она не развивается, не обогащает внутренний мир человека, а приводит в тупик.
Раскрытие понятия контркультура
Понятие
«контркультура» появилось в
западной литературе в 1960 г., отразив
либеральную оценку ранних хиппи
и битников. Слово принадлежит
американскому социологу
На развитие
культуры влияют самые разные факторы.
Скажем, некоторые ее зоны отражают
социальные или демографические
особенности ее развития. Внутри различных
общественных групп рождаются специфические
культурные феномены. Они закрепляются
в особых чертах поведения людей,
сознания, языка. В истории культуры,
судя по всему, складываются такие ситуации,
когда локальные комплексы