Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:20, контрольная работа

Описание

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс.

Работа состоит из  1 файл

социалогия.docx

— 55.44 Кб (Скачать документ)

   Многоплановость контркультуры определяется тем, что это явление обнаруживает себя в различных направлениях: классовом, социальном, поколенческом, временном, личностном и других, которые показывают многозначность контркультуры и позволяют выявить ее типологию. Для возможного превращения контркультуры в основную культуру общества необходимы особые условия. К таким предпосылкам следует относить упадок или кризис господствующей культуры; нестабильность основной культуры; период стагнации в культуре и обществе.         Возникновение и развитие контркультурных процессов в России XX века было обусловлено социально-политическими и экономическими условиями, сложившимися в стране в конце XIX века. Вследствие этого выделяются следующие основные временные этапы в истории российско-советской культуры, обладающие различными структурными особенностями, в которых раскрывается взаимодействие основной культуры и контркультуры:

         С начала XX века по 20-е годы  к контркультуре следует относить  модернистские течения и зарождающуюся  культуру пролетариата. Модернизм  выступает в качестве контркультуры  по отношению к культуре конца  XIX века в целом. Культура пролетариата  обнаруживает себя главным образом  социально-классовой оппозицией  и контркультурой по отношению  к «буржуазному» модернизму и  направлениям реализма.

После победы в России-СССР пролетарской революции  культура пролетариата из оппозиционной (контркультуры) превращается в господствующую, вбирая в себя все адекватное ей из исторически предшествующей культуры. С конца 20-х годов по 60-е годы XX века советская культура (как положительная социалистическая) занимает позицию главенствующей, и контркультурой провозглашается все чуждое ей по классовому принципу. В то же время, внутри самой культуры соцреализма вызревает и проявляется так называемая неофициальная, «вторая» культура, которая обладает контркультурным содержанием в отношении соцреализма;

С 1960-х  годов по 1990-е годы происходит «смягчение»  культуры соцреализма вплоть до ее самоотрицания, продолжается усиление значения в обществе демократической  «контркультуры» (неофициальной, «второй»). К середине 1990-х годов, ранее неофициальная  демократическая культура получает свободу действия и теряет статус контркультуры.      

Развитие  контркультуры  и её закат.      Развитие контркультуры начинается с молодежных движений Запада. Одним  из первых  молодежных движений было движение битников. На протяжении полутора веков для каждого обывателя Старого Света существовала своя Великая Американская Утопия, в самых радужных снах являвшаяся сказочной страной неограниченных возможностей. Великая Американская Мечта будоражила фантазию американцев. Прошло полтора столетия, прежде чем старые идеи одряхлели до такой степени, что новые не могли не появиться. Великая Утопия перестала привлекать европейцев, а Великая Мечта трансформировалась до неузнаваемости.

«Нужно, чтобы мир заполнили странники  с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться  всеобщему требованию потребления  продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это  барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, они поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ…» - Джек Керуак был первым писателем, сформулировавшим и провозгласившим те идеи, которые сразу же были взяты на вооружение самым революционным поколением Америки ХХ столетия, “разбитым поколением”, битниками.

“Битничество началось где-то в 1944-45 годах, когда встретились Джек Керуак, Уильям Берроуз, я и еще некоторые из наших друзей, которых мы знаем до сих пор, - вспоминает Аллен Гинзберг. - Берроуз тогда уже писал, Керуак уже был поэтом и писателем, автором нескольких книг, мы были молоды. В течение нескольких последующих лет мы экспериментировали с такими понятиями как “дружба”, “чувство общности”, “новое видение”, “новое сознание”. Начало пятидесятых - поворотный пункт, когда все личные мысли становились общественными, а с 1945 -го - духовное освобождение, потом освобождение слова от цензуры в 1950-55 гг. В 1955-62 слово идет к читателю.”

Таковы  основные даты славной и героической  истории битников.

Родиной “поколения разбитых” стала Калифорния, самая благодатная часть Америки, давшая миру спустя два десятилетия  Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, “ Greatful Dad”, “Джефферсон Эйрплэйн” и психоделический рок, ставшая местом съемок самого культового фильма сумасшедших 70-х - “Забриски Пойнт” Микеланджело Антониони.

C самого  начала битничество оформилось не столько как литературное или художественное течение, а как довольно агрессивно (можно сказать - экстремистски ) настроенная идеологическая группировка, питавшая известные - только входившие снова в моду - симпатии к марксизму ( синтезированный фрейдо-марксизм был уже на подходе), русскому анархизму ( по этому поводу массово переиздавались Кропоткин, Бакунин ), русской Октябрьской революции (дедушка Ленин? Почему бы и нет!) и троцкизму одновременно (в одном только Сан-Франциско до сих пор существует не меньше десятка троцкистских газет и журналов!). Если к этому прибавить протест (активный протест) против американской внешней политики, американского “общественного мнения” и “общественной морали”, а также против святая святых - американского образа жизни, то можно представить, как заманчиво выглядела эта “ левацкая” идеологическая мешанина в глазах интеллектуальной молодежи.

Это была идеологически агрессивная группировка, которая пыталась отыскать в концептуально  разнородной теоретической литературе обоснование новому жизнепониманию.

Бунт  начался в 50-х годах. Он обозначился  как поиск собственных субкультурных ориентации. Сексуальный протест выразился в гомосексуальных экспериментах, которые стали модны в кругах интеллектуалов. Среди культовых фигур битников — Уолт Уитмен, Томас Вулф, Генри Миллер. Так возникла в эстетике битников поэтизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге «Нагие ангелы» отмечал, что молодые бунтари рассматривали себя как отверженных общества, ищущих основы иного мироощущения.

Битничество привило интерес к ориентальной культуре, в которой, как они считали, альтернативность выражена манифестально. Буддизм, практика психоделиков, рок-музыка... Название романа Керуака «На дороге», как отмечают исследователи, весьма символично.       Это бесконечный и лишенный смысла побег от благополучия буржуазного общества, от пуританства и ханжества "общей морали», от традиций цивилизации потребления.

Следующим движением стали «новые левые». Новые  левые — совокупность идейно-политических течений 60 — начала 70-х гг. в капиталистических  странах, представители которых  выступали с критикой теории и  практики “старых левых” — коммунистических и рабочих партий, обвинявшихся в недооценке роли вооруженного насилия и устаревших представлениях о движущих силах современного революционного движения. Словосочетание “Н. л.” вошло в широкий обиход после “Письма к новым левым” Ч. Р. Миллса, опубликованного в качестве программного документа в 1961 г. По утверждению Миллса, “потерпели крах” именно те “движущие силы исторического развития” (прежде всего рабочий класс), на которые ориентировались “старые левые”, стремившиеся “изменить структуру” капиталистического общества; по его мнению, студенческие выступления начала 60-х гг. в Турции, Южной Корее, Японии, Англии и США, а также кубинская революция (“средний возраст” руководителей которой составлял 30 лет) позволяют заключить, что движущей силой коренных социальных изменений становится молодежь. Наряду с ростом политической активности молодежи, сопровождавшейся появлением на Западе множества студенческих организаций «лево» - анархистского и троцкистского толка. Решающим для формирования “Н. л.” стал подъем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах Африки и Латинской Америки. Осмысление особенностей этого движения в новой исторической обстановке, стратегии и тактики его вождей привело идеологов “Н. л.”, таких, как Ф. Фанон и Р. Дебре,  к выводу о том, что основной революционной силой современности является крестьянство, “деревня” вообще, не коррумпированная еще “западно-буржуазной” цивилизацией; городская интеллигенция и студенчество смогут возглавить это движение в том случае, если, сыграв роль “детонатора” крестьянского восстания, они откажутся от своего образа жизни, уйдут “в горы” и будут создавать партизанские отряды, вовлекая в них крестьян. При этом особый акцент “Н. л.” делали на насильственные политические методы борьбы, в особенности на вооруженное насилие, критикуя за их недооценку “старых левых”. У Фанона, чьи идеи были переведены на язык “левой” политической богемы Ж.-П. Сартром, эта тенденция получает гипертрофированный характер. Преувеличению “всеобщего” значения стратегии и тактики крестьянских вооруженных восстаний, предложенных “Н. л.” в качестве “модели” и для индустриально развитых капиталистических стран, способствовала тенденциозная интерпретация “Н. л.” “китайского опыта”, к которому они особенно часто апеллировали. В этой связи популярность среди “Н.л.” получили идеи создания “партизанского очага” как базы революции и “великого похода” как средства ее распространения по всей стране. В тех странах, где о крестьянстве в традиционном смысле говорить было трудно, “крестьян” должны были заменить “революционные интеллектуалы” и “студенты”; там, где не было африканских или латиноамериканских джунглей, стали говорить о “каменных джунглях” больших городов, где также должны быть созданы партизанские отряды (“городские герильи”).  Сразу же после “пика”, наступившего в конце 60-х гг., движение “Н. л.” резко пошло на спад. Основной причиной этого было негативное впечатление, которое вызвали у западной общественности левоэкстремистские “прямые действия” “Н.л.”, зачастую выливавшиеся в акты вандализма и терроризма,, а также парадоксы “практики” соединения социальной революции с сексуальной, ассоциирующиеся с неприемлемым образом жизни.

Экономического  процветания оказалось недостаточно, чтобы освободить общество от социально-политической напряженности, от духовно-психологической  неудовлетворенности. Социально- психологический климат 60-х годов в высоко развитых странах определялся и войной " во Вьетнаме, и борьбой негров за гражданские права в США, и широким развитием национально-освободительного движения и получившим столь большой размах именно в те годы молодежным  движением.

В США  нередко были случаи ухода от общества, часто в особые коммуны. В 1971 г. их насчитывалось в стране 2000, в них  входило почти 20000 человек. Все это  свидетельствовало о глубоком духовном кризисе общества, о  серьезном  его неприятии определенной частью общества. "Что только не находится  в состоянии кризиса? Кризис молодежи, кризис театра, кино, университета, морали, культуры, философии, сельского  хозяйства. Но понятие кризиса предполагает нормализацию в будущем этого положения. Современное же положение правильнее было бы назвать не кризисным, а катастрофическим, ибо потеряна прежняя  основа общества, прежние ценности, но сохраняется всевластие государства с его извечным чувством господства и злобы", - отмечал известный левый французский философ А. Лефевр.

         "Новые левые" исходят из  возможности насильственного переформирования  социальной материи, поэтому им  близок дух "революционного  мессианства" 20-х годов. Ныне  нас объединяют не какие-то  отвлеченные исторические теории, а экзистенциальное отвращение  к обществу, которое разглагольствует  о свободе, но изощренно и  жестоко подавляет элементарные  запросы и потребности как личности, так и народов, борющихся за свое социально- политическое освобождение.

Этот  протест выражается прежде всего и в основном в духовно-психологической и культурно-эстетической сфере, все надежды возлагаются на новое сознание, на возникновение новой культуры, создании "контркультуры", "Новое сознание" пренебрегает материальными благами, не доверяет существующим институтам и учреждениям. Забюрократизированное, тоталитарное по своей сути общество породило определенный тип сознания, которому нужно противопоставить иное сознание, обществу - контробщество, культуре - контркультуру, конформизму - нонконформизм. Надо положить  конец практике управления, манипуляции массовым сознанием.

Следующим движением стали хиппи. Хиппи, группы молодежи в западных странах, отвергающие многие ценности и нормы общества на основе и в духе «контркультуры»; человек с экстравагантным поведением, нарочито небрежно и претенциозно одетый.

Пpоблема "отцов" и "детей" вечна как этот далеко не лучший из миpов. Меняются лишь формы ее проявления. Накал противостояния тоже бывает pазным - от хлопания двеpью в собственном доме до теppоpизма в масштабах планеты. Hо итог, к сожалению, постоянен: выpосшие "дети" сами пpевpащаются в бpюзжащих и моpализиpующих "отцов", забывших свою юность.

И все  же то, что произошло в 60-х,выходило за pамки пpивычных пpоявлений детского непослушания. Десятки тысяч молодых людей в Стаpом и Hовом свете одновpеменно поpвали демонстpативно с укладом жизни своих pодителей, попытались выpваться из клетки повседневного, одуpяющего своей монотонностью бытия, стенами котоpой были вполне мещанские добpодетели: Деньги, Благосостояние, Умеpенный консеpватизм, Каpьеpа.

Была  пpедпpинята попытка опpокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эpы - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми,отношений, где не было pасчета; она жаждала миpа, где человека пpинимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть.

Западный  миp был ошаpашен масштабами нового "исхода". Гоpода и веси Запада наводнили юноши и девушки стpанного вида и поведения:одетые в наpочито стаpую и pваную одежду ,они тихо сидели на площадях и улицах, бpенчали на гитаpах и читали стихи. Beatles были их гимном, Кеpуак - философией, а битловское же "All you need is love" - девизом.

Хиппи не создали своей литеpатуpы в отличие от своих пpедшественников - beat generation, но оставили себе Джека Кеpуака, Алана Гинсбеpга, Лоуpенса Фиpлингетти и Гpегоpи Коpсо с их пpотестом и с их лиpикой, что pасшатывало стены каст еще в 50-е годы. Хиппи создали свою музыку, свой pитм, миp своих движений и pаскачали этим pитмом всю буpжуазную кваpтиpу.

Явление контркультуры в странах западной Европы  в 60 годы XX века  было направленно  против стереотипов существовавших по отношению к молодым людям, против войн, против моды, против образа жизни «государства благоденствия.  Самое главное для них был протест, быть против конформизма, вот главное.

Приверженцы контркультуры в 60 годы добились послаблений  и в моде – в моду вошел демократичный  джинсовый стиль, университеты стали  более демократичными, война во Вьетнаме закончилась.

Однако  перевернуть существующий строй  им не удалось. К тому же  в 1974-75 годах  развился новый мировой экономический  кризис. Бурный экономический рост прекратился. Возникли перебои в  обеспечении стран Запада сырьем и, прежде всего, нефтью. Безработица  стала расти: к концу 70 годов она  достигла 16,8 миллиона человек. Прекратился  рост реальной заработной платы. 

Информация о работе Массовая культура