Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:26, реферат
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.
Введение
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.
Семейное воспитание − это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.
В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
Пристальный интерес
к семье объясняется и рядом
других обстоятельств:
Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группы риска первоочередная задача специалиста по социальной работе − это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».
Категория семей социального
риска нуждается в
Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане .
Общая характеристика семей «группы риска»
Семья - это основанное на
браке или кровном родстве
объединение людей, связанных общностью
быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью. Как необходимый
компонент социальной структуры, выполняющий
многие социальные функции, семья играет
роль в общественном развитии. Через
семью сменяются поколения
Семьи группы риска характеризуются:
1. Слабой способностью
членов этих семей к анализу
того, что происходит в семье,
неспособностью по этой
2. Слабой способностью
обсуждать словесно проблемы
семьи; члены этих семей плохо
понимают, когда психолог пытается
им объяснить на словах, как
можно улучшить жизнь семьи,
и в чем причины
3. Засильем в семье эмоций,
связанных с достижением
4. Высокой степенью риска
по отношению к проблеме
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам
В научной литературе нет чёткого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.
Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:
а) медико-биологические факторы:
б) группа здоровья;
в) наследственные причины;
г) группа здоровья;
д) врожденные свойства;
е) нарушения в психическом и физическом развитии;
ж) условия рождения ребенка;
з) заболевания матери и ее образ жизни;
к) травмы внутриутробного развития и т.д.
л) социально - экономические:
м) многодетные и неполные семьи;
н) несовершеннолетние родители;
о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;
п) неприспособленность к жизни в обществе [3, с.18-24].
Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:
медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2) социально - экономические
(низкий материальный уровень
семьи, плохие жилищные
а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи)
Факторы риска не обязательно свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребёнка Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то семья «группы риска» помещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин переходит в категорию семей, находящихся в социально-опасном положении.
Особенности семей «группы риска»
По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальный работник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?
Существуют признаки здоровой семьи :
- возможность выражать свои чувства
- каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи
- у каждого члена семьи есть право выбора
- в семье существуют
ритуалы и обычаи для
- проявление открытой
привязанности членов семьи
- чувство юмора, шутки в общении
- ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга
- наличие общих ценностей
Авторы выделяют также базовые функции семьи:
- экономическая (материальное обеспечение семьи);
- репродуктивная (рождение
детей, планирование семьи,
- рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);
- функция заботы о доме
(уход за домом, чистота,
- социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);
- терапевтическая (
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях ? полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.
Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, ? например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.
Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной
Зубкова Т.С. выделяет такие семьи группы риска:
- дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми инвалидами)
- «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормального поведения)
К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.
В группу с асоциальным
поведением относят семьи с родителями,
страдающими алкогольной и
Елизаров А.Н. в своей работе определил характеристику семей группы риска.
Семьи группы риска характеризуются:
- слабой способностью
членов этих семей к анализу
того, что происходит в семье,
неспособностью по этой
- слабой способностью
обсуждать словесно проблемы
семьи; члены этих семей плохо
понимают, когда психолог пытается
им объяснить на словах, как
можно улучшить жизнь семьи,
и в чем причины
- засильем в семье эмоций,
связанных с достижением
- высокой степенью риска
по отношению к проблеме
Медико-социальная помощь семьям группы риска
Медико-социальная помощь рассматривается
как новый вид
Информация о работе Медико-социальная работа с семьямии группы риска