Медико-социальная работа с семьямии группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:26, реферат

Описание

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Работа состоит из  1 файл

Медико.docx

— 29.58 Кб (Скачать документ)

Медико-социальную работу можно  условно разделить на профилактическую и патогенетическую (реабилитационную).

Медико-социальная работа, имеющая  профилактическую направленность, –  это предупреждение социально зависимых  нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в  разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

 Медико-социальная работа, имеющая реабилитационную направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

 Имея много общего  с медицинской помощью и деятельностью  органов здравоохранения в целом, медико-социальная работа не выходит за рамки своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие специалистов по социальной работе с медицинским персоналом и четкое разграничение ответственности.

Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

 Объектом медико-социальной  работы являются различные контингенты  лиц, имеющие выраженные медицинские  и социальные проблемы, которые  тесно взаимосвязаны и их решение  затруднительно в рамках односторонних  профессиональных мероприятий.

 Для полноценной медико-социальной  помощи семьям группы риска  главным принципом является раннее  выявление таких семей. Раннее  выявление семей группы риска  и профилактическая работа с  ними были названы приоритетными  направлениями. До 21 века деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зрения специалистов. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложится на плечи команды специалистов, в том числе и специалистов по социальной работе. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей).

 Основными задачами  отделения медико-социальной помощи  являются: медико-социальный патронаж  в семье, выявление в них  лиц, имеющих факторы социального  риска и нуждающихся в медико-социальной  защите и поддержке. Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях, что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

 Патронаж может проводиться  со следующими целями:

 – диагностические:  ознакомление с условиями жизни,  изучение возможных факторов  риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся  проблемных ситуаций;

 – контрольные: оценка  состояния семьи и ребенка,  динамика проблем (если контакт  с семьей повторный);

 – анализ хода реабилитационных  мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.

Диагностика состояния семьи  позволяет составить более точное представление о потребностях целевой  группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение  семьи и детей или медико-социальный патронаж. Работа специалиста по социальной работе с семьёй «группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой  деятельности становится поступление  информации от других субъектов. Источником информации могут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей  и. т. д. С момента поступления  сигнала специалисту по социальной работе рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному  делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и  в разработке планов дальнейших действий

Сначала осуществляется сбор первичной информации о данной семье  через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический  и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д. Далее  сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и  воспитания в ней ребенка. Первую встречу специалиста по социальной работе с проблемной семьей рекомендуют  организовать за пределами места  проживания семьи. Лучше назначить  родителям и ребенку встречу  в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки  и попечения. Такая официальная  обстановка способствует созданию деловой  атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют  себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих  факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить специалиста по социальной работе в свой дом. Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только специалиста по социальной работе, но и психолога или классного руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией.

Известно, что родители из семей «группы риска» склонны  в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению  от обсуждаемой темы. Наибольшую трудность  по установлению контакта и дальнейшему  взаимодействию, по словам О.А Селивановой, специалисты по социальной работе испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Поэтому, приглашая  таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться  к нему.

В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работают специалист по социальной работе и другие участники  разговора. Затем специалист по социальной работе формулирует цель предстоящей  беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к  сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной  атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой  прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность  встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывом через 30 минут. Перерыв используется работниками  для совещания в соседней комнате  с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что  в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому  и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию. В результате первой встречи с  семьей «группы риска» специалист по социальной работе должен получить ответы на следующие вопросы:

1) позволяет ли атмосфера  внутри семьи оставить в ней  ребенка на время реабилитационной  работы с родителями и почему (аргументы)?

2) какие именно характеристики  семьи внушают надежду на возможность  ее качественных изменений в  лучшую сторону?

3) какие жизненно необходимые  качества отсутствуют в данной  семье, и требуется их сформировать  дополнительно в процессе реабилитационной  работы?

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив литературу по социальной работе многих авторов, я определила сущность и особенности семей  «группы риска». К семьям «группы риска» относятся неполные, многодетные, молодые, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды или родители инвалиды, семьи с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), семьи во время или после развода, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, семьи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей. Такие семьи имеют относительные материальные блага, жилищные проблемы.

В семьях «группы риска» наблюдается  слабая способность членов к анализу  того, что происходит в семье, неспособность  выдвигать цели по улучшению жизни  семьи и достигать эффективных  результатов, слабая способность обсуждать  словесно проблемы семьи. Члены такой  семьи часто агрессивно настроены  друг к другу.

Семьям «группы риска» необходима медико-социальная помощь. Данная помощь оказывается разными  структурами, которые работают сообща. Но главная ответственность на восстановлении данной семьи лежит на специалисте  по социальной работе.

Медико-социальная помощь направлена не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных  групп населения.

 Медико-социальная помощь семьям «группы риска» заключается в оказании наркологической, психотерапевтической поддержки родителей и детей, обеспечении детей до 1 года детским льготным питанием, направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности, медицинском обследовании и лечении, формировании установок на здоровый образ жизни, обеспечении доступа к информации по вопросам здоровья, проведении медико-социальной экспертизы, санаторном оздоровлении, выявлении проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска», социально-педагогической поддержке семьи, в восстановлении гармонизации взаимоотношений между членами семьи, разработке индивидуального плана социально-педагогической поддержки семьи.

 Правильная организация  медико-социальной деятельности  способствует восстановлению и  гармонизации семейных отношений  и создает условия для успешной  социализации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Cписок используемой литературы:

  1. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - С. 114-115
  2. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 134 с.
  3. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

Информация о работе Медико-социальная работа с семьямии группы риска