Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния тенденций развития мирового сообщества на современную Россию. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Разобрать понятие мирового сообщества и глобализации как основной тенденции современного мирового развития
2)Исследовать положительное и отрицательное влияние глобализации на развитие мирового сообщества
3)Обозначить пути будущего развития России
Введение………………………………………………………………………………...3
Мировое сообщество. Глобализация как главная тенденция современного мирового развития……………………………………………………………………...5
Определение мирового сообщества. Понятие глобализации и ее роль в формировании современной мировой политики и экономики………………5
Положительное и отрицательное влияние глобализации на развитие мирового сообщества………………………………………………………………..13
Место и роль России в мировой политике и экономике……………………….. 20
Внутренние и внешние проблемы развития России………………………...20
Пути будущего развития России……………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список литературы………………….…
С послевоенного времени многие страны начинают добровольно ограничивать себя в, казалось бы, наиболее суверенных вещах. Право устанавливать пошлины и налоги и определять их размеры; запрещать и поощрять ввоз и вывоз товаров (капиталов) и какие-то виды деятельности; печатать деньги; устанавливать правила содержания заключенных и использования их труда; провозглашать те или иные политические свободы или ограничивать их; фундаментальные правила выборов (и само их проведение) и избирательных цензов, а также еще масса других важных вещей определяться только желаниями самого государства. Теперь на глазах у всего мира европейцы отказались от собственных национальных валют ради одной общей (евро).
Все это означает, что внутренние дела государства, в которые никто не вмешивается и которые регулируются только национальным правом и обычаями, сужаются, а международное или определенного сообщества право расширяется
Распространенность и мощность процесса интернационализации вчера и сегодня несопоставимы. Во-первых, они охватили весь мир. Во-вторых, экономические союзы прежде были редкостью, теперь стали наиболее типичной формой объединений. А некоторые экономические организации (вроде ВТО, МВФ) включают в себя большинство стран мира. Масштабы и цели политических союзов также изменились. В-третьих, колоссально выросли плотность и постоянство контактов между лидерами стран. И вопросы, которые они решают, значительно изменились. В-четвертых, лишь немногие страны могут сегодня проводить изоляционистскую политику и не вступать ни в какие союзы.
Наибольший суверенитет имеют государства, идеологически (Китай) и экономически закрытые, вроде Северной Кореи, Кубы. Хотя и у них он начинает сокращаться. Что же касается достаточно открытых и развитых стран, то тенденция уменьшения суверенитета у них совершенно очевидна. Исключение составляют только США, которые позволяют себе порой идти вопреки мнению многих стран, открыто ставят национальные интересы выше мировых и союзнических. Но именно в таком противостоянии США и других стран, выражающих определенное коллективное мнение, возможно, и коренится в будущем основная интрига изменения мира, а также трансформация содержания суверенитета.
Таким
образом, сегодня по сравнению с
прошлым суверенитет совершенно
свободных и самостоятельных
стран стал намного меньше. И, что
очень важно, многие государства
отдают часть суверенных функций
нередко действительно
В
настоящее время мировое
Глобализация,
несмотря на все ее противоречия, это
необратимый процесс, вызванный потребностями
политики, экономики и общества. С точки
зрения тенденций развития мировой экономики
более предпочтительным представляется
один глобальный свободный рынок с согласованными
правилами и дисциплиной, применяемой
ко всем странам. В свою очередь, страны
должны взять на себя обязательства по
выполнению этих правил. Глобализация
экономической деятельности настоятельно
требует ее либерализации, то есть сокращения
или устранения ограничений на путях международных
финансовых операций. Именно это и происходит
на протяжении последних десятилетий,
и этим, прежде всего, занималось межправительственное
Генеральное соглашение о тарифах и торговле,
а с 1995г. продолжает заниматься его преемница
– Всемирная торговая организация (ВТО).
От общего уровня открытости мировой экономики,
от степени ее либерализации во многом
зависит и дальнейший прогресс в области
глобализации. [1]
Глава 2 Место и роль России в мировой политике и экономике
§2.1 Внутренние и внешние проблемы развития России
Что бы лучше понять современность, необходимо проанализировать основные вехи Российской истории, повлиявшие на развитие её политики и экономики.
России изначально досталась обширная, слабозаселенная территория, не защищенная естественными преградами, и что самое главное в контексте данной работы, оторванная на долгое время от морей, а, следовательно, и от мировых рынков. Однако Россия обладала развитой речной сетью, что позволяло развиваться внутренней торговле. На первых порах основные внешнеполитические и внешнеэкономические действия России (Руси) сводились к столкновениям и воинам с ближайшими соседями.
В декабре 1237 г. монголотатарское войско под предводительством Батыя начали наступление на русские княжества. Монгольское нашествие (или правление Золотой Орды) продлилось примерно 300 лет, и, несомненно, тормозило развитие внешней политики и экономики (упадок ремесленного производства, разрушение городов (из 74 – 49 разрушены, в том числе 14 полностью уничтожены), сокращение торговли, нарушение прежних торговых связей).
До конца XVII в. Россия пыталась дать "ответ" на "вызов" Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе. Как правило, такие нововведения не укладывались в традиционную систему ценностей. Однако долгое время подобное положение продолжаться не могло. Реальности того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия выбрала второй путь. Настоящее развитие внешняя политика и экономика, в современном понимании этих слов,
получила в период правления Петра 1. В 1697 - 1698 гг. в Европу было направлено Великое посольство. Петр впервые увидел европейскую цивилизацию во всей ее впечатляющей силе, ощутил ее смысл и дух. Именно тогда окончательно оформилась ориентация Петра на западноевропейский путь развития. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом.
(19 февраля 1861 г.) произошло подписание Манифеста и Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. По этим документам крепостное право в России отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав. Крушение крепостного строя влекло за собой коренной поворот в образе жизни, в быте миллионов людей. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности, что дало толчок экономическому развитию страны. Но в этом и просматривалась не преодолимая отсталость России от западноевропейских стран, где явления подобному крепостному праву не существовало уже как 200 лет.
В 1917 произошла Социалистическая Революция, ознаменовавшая 70-летний период Советской власти. Этот период охарактеризовался командной (не рациональной) экономикой, железным занавесом, по отношению ко всему капиталистическому, в том числе и рыночным экономикам. Несмотря, на выдающиеся достижения отечественной промышленности в различных отраслях, подобная политика государства привела к ослаблению экономической и политической мощи СССР. Кроме того Великая Отечественная Война 1941-1945гг. сильно ослабила государство во всех сферах его деятельности к тому же притормозила экономическое развитие.
В августе 1991г. произошел путч, охарактеризовавший распад СССР и переход к рыночным отношениям.
Экономика 90-х, характеризуется как переходная экономика, с остаточными пережитками социалистической системы и хаотическим развитием.
Экономический кризис августа 1998г. сильно подорвал экономику страны, ослабил позиции государства в мировом сообществе. Отголоски этого кризиса чувствуются и по сей день. [7]
У России в настоящее время очень много проблем внутреннего и внешнего развития. Благородные задачи, выдвигавшиеся в начале реформирования России в начале 90-х годов, не выполнены.
Непродуманная стратегия, легковесность, с которой реформаторы переключали социальные механизмы огромного общества, стоили беспрецедентных жертв. Россия в ходе безумных реформ 1990-х лишилась большей части своего промышленного и научно-технического потенциала и с каждым годом откатывалась по важнейшим показателям бытия, а официальная пропаганда провозглашала, что страна вот-вот станет пятой экономикой мира (правда, неизвестно было, кого она при этом потеснит - США, Китай, Японию, Германию или быстро растущую Индию?), превратится в мировой финансовый центр, уже является сверхдержавой, правда, пока энергетической. На деле ВВП страны сократился на 40%; жизненный уровень населения упал более чем вдвое; объем инвестиций в народное хозяйство сократился на 40-60%; страну покинули 70 тысяч ученых и специалистов. Собственное производство прекратило развитие, в то время как более 50% продовольствия и товаров широкого потребления импортировалось из-за рубежа. К этому добавился демографический кризис, продолжавшийся и сейчас: естественная убыль населения составляет ежегодно 950 тыс. человек. Расходы государственного бюджета в России на душу населения в 34 раза меньше, чем в США, и в 43 раза меньше, чем в Финляндии. На одного россиянина приходится 61 долл. налично-денежной массы, для сравнения – на одного финна – 583 долл., на одного американца – 2200 долл..[12]
За 20 лет мы не только не продвинулись вперед, но и откатились по ряду важнейших параметров далеко назад. Заняли 65-е место по индексу человеческого развития, 30-е - по уровню образования, 130-е - по здравоохранению, 105-е - по качеству жизни, 75-е - по индексу социального развития, 35-е - по уровню экономического развития, 71-е - по уровню привлекательности для жизни людей, 136-е - по уровню миролюбия. Даже по "индексу счастья" мы умудрились занять 172-е место из 178 стран. Первые места нам достаются едва ли не по всему спектру неблагополучия в демографической, социальной, нравственной, духовной сферах.
После начала кризиса 1998 г. чиновникам стало уже трудно выдавать рост ВВП за счет резкого увеличения цен на энергоносители на мировых рынках при незначительном росте их физического объема за бурное развитие экономики. Так, по данным Росстата, в 2009 г. ВВП упал на 7,9%, промышленное производство - на 16%, что явилось самым большим падением за последние 15 лет. (Независимые эксперты говорят, что падение того и другого на деле было еще глубже.) Из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) из "большой восьмерки" и даже из "двадцатки" наиболее развитых стран больше всех от кризиса пострадала Россия. Даже в США, которые спровоцировали мировой кризис, ВВП в 2009 г. уменьшился лишь на 2,4%. Не в пятерку самых мощных экономик мира вошла наша страна, а, по данным международных рейтинговых агентств, была отброшена на 11 место. А вот Китай и Индия, которые сделали акцент на развитие промышленности и высоких технологий, увеличили в 2009 г. ВВП соответственно на 8,7% и 6,5%.
Хорошо известно, что относительное благополучие нашей страны покоится на доходах от продажи энергоносителей, прежде всего нефти, рентабельная добыча которой скоро кончится. Себестоимость добычи нефти у нас с каждым годом будет только возрастать, а в ближайшие годы ожидается резкое увеличение ее добычи в Ираке, где запасы огромные, а себестоимость ничтожно мала. Продажа газа, запасы которого у нас большие, не компенсирует падение доходов от нефти. Все больше жидкого топлива на мировые рынки поступает в виде сжиженного газа. Началась крупномасштабная добыча газа в США из горючих сланцев, и они отказались от его импорта. А запасы горючих сланцев в мире во много раз больше запасов нефти. Новые технологии позволяют осуществлять экологически чистую газификацию угля, запасы которого очень большие в США и Китае как основных потребителей энергоресурсов. В США к тому же по инициативе президента Обамы принята программа крупномасштабного использования солнечной энергии. Что же касается Китая, то он уже давно использует солнечную энергию для обогрева домов. Он наверняка последует примеру США, тем более что имеет обширные пустынные районы с абсолютным преобладанием солнечных дней в году. В Китае, Индии и ряде других стран развернулось строительство атомных электростанций. Ожидается скорое появление и принципиально новых видов энергии. Так или иначе, нашему по-детски беззаботному сидению на теплой нефтегазовой трубе скоро придет конец.
И вместо того, чтобы готовиться к реалиям посленефтяной эры и, в частности, приступить к модернизации построенных еще в советские годы заводов и фабрик, возрождать едва теплящийся научно-технический потенциал, власть инициировала дорогостоящие престижные проекты. Только успев завершить обустройство города Стрельни под Санкт-Петербургом для одноразового проведения саммита "большой восьмерки", как началось высокозатратное строительство курорта мирового уровня в Сочи в рамках создания инфраструктуры для одноразового проведения в 2014 г. зимней олимпиады. Первоначальные расходы в 314 млрд. рублей, по мнению некоторых экспертов, могут удвоиться и утроиться. А в связи с проведением в России саммита АТЭС в 2012 г. появилась идея обустройства острова Русский близ Владивостока, возведение через пролив Босфор Восточный трехкилометрового моста" Владивосток-Русский. И это стране обойдется в несколько сот миллиардов рублей.
Остается ничтожным импортирующий потенциал нашего гражданского машиностроения. Однако он приобрел более выраженную потребительскую окраску: расширяется ввоз легковых автомобилей, бытовой электроники и электротехники. Следовательно, мы стали в меньшей мере использовать преимущества международного разделения труда в целях модернизации своего производства. Очевидно и то, что из крупнейшего поставщика аграрных товаров, каковой Россия была в начале 20 века, она превратилась в заметного их потребителя. При этом сохраняется очевидная зависимость внутреннего рынка от закупок товаров народного потребления и продукции машиностроения. К тому же, попытки нашего государства применять меры по ограничению ценовой привлекательности на зарубежные товары, с которыми наша продукция не в состоянии реально конкурировать выглядят просто бесчеловечно. Например, российское правительство резко повышает таможенные пошлины на ввоз поддержанных иномарок в страну, в силу того что продукция отечественного автопрома не удовлетворяет запросы потребителя. По официальным данным, рентабельность продукции и активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в финишных отраслях. Так, в нефтедобыче и металлургии рентабельность продукции вдвое превышает среднюю рентабельность промышленности и в 2,6-2,7 раза – по народному хозяйству в целом. Очевидно, что при столь различной доходности, предприниматели более рентабельных отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом крупный отечественный капитал, не имеют стимулов вложения средств в реализацию проектов, которые явно окажутся менее прибыльными. Но ведь долго такая ситуация продлиться не может. В конце концов, природные ресурсы вполне исчерпаемы, кроме того, потребность в них не будет вечна. Ведь уже сегодня благодаря техническому прогрессу появляются автомобили, использующие в качестве топлива - электричество или водород.