Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа
Описать 3 методики изучения семьи.
1. Методика «Список личностных черт »
2. Методика «Наказания в семье»
3. Методика «Незаконченные предложения»
Описать 3 методики изучения семьи.
1. Методика «Список личностных черт »
Эта методика может быть использована во всех классах основной школы, при обследовании учащихся как младшего, так и старшего подросткового возраста (с 5-го по 9-й класс). Возможно ее многократное использование, что позволяет проследить динамику развития взаимоотношений в семье. Кроме того, методика оказывает несомненное развивающее влияние на учащегося, побуждая к самоанализу и взаимооцениванию.
Инструкция: Оцени степень развития личностных качеств, поставив знак «+» в соответствующей графе.
Графа 2 |
Мне кажется, что мой отец… | |||||||||||||||||||||||
отчасти |
||||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 1 |
Я думаю, что я… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Список личностных черт |
Властный |
Аккуратный |
Твердый |
Энергичный |
« Золотые руки» |
Замкнутый |
Умный |
Эгоистичный |
Покладистый |
Добрый |
Ответственный |
Трудолюбивый |
Независимый |
Вежливый |
Хороший характер |
Уверенный в себе |
Обидчивый |
Вспыльчивый |
Нерешительный |
Умеет общаться |
Симпатичный | |||
Графа 6 |
Я хотел бы походить в таких качествах |
На отца |
отчасти |
|||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
На мать |
отчасти |
|||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 5 |
Моя мать думает, что я… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
Не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 4 |
Мой отец думает, что я… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
||||||||||||||||||||||||
Графа 3 |
Мне кажется, что моя мать… |
отчасти |
||||||||||||||||||||||
не знаю |
||||||||||||||||||||||||
нет |
||||||||||||||||||||||||
да |
Обработка данных
Прежде всего педагог обобщает качественную структуру оценочных суждений учащихся.
Сначала анализируется соотношение определенных, точных ответов («да», «нет», «отчасти») и неопределенных («не знаю»). Чем больше удельный вес определенных ответов при оценке себя или родителей, тем больше оснований говорить о развитом социальном интеллекте учащегося, его умении и желании проводить анализ своей личности и личности родителей. В частности, о многом может сказать доля определенных ответов в графах «Мой отец/мать думают, что я...» Чем определеннее ответы, тем вероятнее, что родитель является для ребенка источником четкой, внятной информации, «какой ты сейчас», очень важной для саморазвития личности. Косвенно это свидетельствует и о педагогической культуре родителей, о том, что коррекция развития ребенка в семье осуществляется не стихийно, не только за счет запретов, ситуативных наказаний и поощрений, но и путем прямого обсуждения качеств личности ребенка.
Большая доля неопределенных ответов, преобладание оценок «не знаю» в графах «Мой отец/мать думают, что я...» свидетельствует о том, что учащийся мало осведомлен о родительской оценке, следовательно, родительское мнение не является значимой движущей силой развития личности ребенка. Косвенно большая доля ответов «не знаю» в данных графах говорит о низкой педагогической культуре родителей, выражающейся в их малой включенности в духовное строительство ребенка. Кроме того, сопоставляя меру «закрытости» мнения отца или матеря для ребенка, можно косвенно судить о том, кто из них более активен как воспитатель.
Немало информации дает педагогу анализ соотношения положительных и отрицательных оценок учащегося. По преобладанию или равновесности отмеченных положительных/отрицательных качеств, прежде всего, можно сделать вывод об уровне самооценки ребенка (средний, высокий, низкий).
С этих же позиций можно проанализировать оценки учащимися своих родителей: они могут быть выдержаны в мажорных, уважительных тонах, в нейтрально-усредненных либо в негативных, неприязненных. Насыщенность «этюда» о родителях положительными тонами позволяет косвенно судить об эмоционально-психологической близости, тяге ребенка к родителю.
Немаловажно и содержание ответов в графе «Я хотел бы походить...», свидетельствующих о мере авторитетности и образцовости взрослого в глазах ребенка.
После общего обзорного анализа педагог переходит к конкретно-сопоставительному, то есть к процедуре количественного сопоставления ответов в графах 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Подсчитывается число совпадающих ответов (по каждому типу ответов: «да», «нет», «отчасти», «не знаю»), далее определяется уровень сходства сопоставленного списка личностных черт (в процентах выражается удельный вес совпавших ответов).
Какую информацию можно извлечь из этого сопоставления? Представим ее в виде таблицы:
Степень сходства |
Авторитетность родителей |
Сопоставляемые графы |
Характер взаимоотношений |
Высокая (70% и выше) |
Если авторитет имеется |
Сопоставление граф 1 и 2, 1 и З |
1. Переживание сходства с родител 2. Чувство семейной гармонии, сплоченности семейного «мы». 3. Самодостаточность личности (я похожу на свой идеал). |
Если авторитет невысокий |
1. Фрустрационное переживание сходства с родителями-антиподами. 2. База для конфликтных или напряженных отношений с родителем, психологическое дистанцирование от взрослого. | ||
Низкая (50% и ниже) |
Если авторитет имеется |
1. Переживание индивидуальности своего развития. 2. Возможна неудовлетворенность собой, готовность к самовоспитанию с ориентацией на родителя-образец. | |
Если авторитет невысокий |
1. Духовно-нравственное противостояние детского и взрослого поколений, ясно осознанное ребенком. 2. Эмоционально-лсихологическое отчуждение ребенка от родителей. | ||
Высокий (70% и выше) |
Если авторитет имеется |
Сопоставление граф 1 и 4, 1 и 5 |
1. Ребенок чувствует, что 2. Родители - источник положительно переживаемого поддерживающего контроля. 3. Открытость, доверительность отношений. 4. Переживание ценностного отношения к себе в семье. |
Если авторитет невысокий |
1. Ребенок чувствует, что хорошо «проницаем» для родителей. 2. Родительский контроль нежелателен (унизителен или враждебен). 3. Стремление закрыться, стать «непроницаемым». | ||
Низкая (50% и ниже) |
Если авторитет имеется |
1, Ребенок чувствует, что 2. Видит неценностное отношение к себе в семье. 3. Фрустрированная потребность быть понятым, близким е семье. 4. Психологическая дисциплина между ребенком и взрослым, отношения по типу родительского отторжения. | |
Если авторитет невысокий |
1.Ребенок видит, что родители его не понимают, не хотят понять, что еще больше снижает их авторитет. 2. Видит неценностное отношение к себе. 3. Нет потребности, быть понятым неавторитетными родителями. 4. Психологическая дистанция между ребенком и родителями, отношения по типу взаимного отторжения. |
2. Методика «Наказания в семье»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.
Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.
Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:
Вид наказания |
Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-» |
Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании |
Отметьте самые действенные |
I |
2 |
3 |
4 |
1. Ставили в угол |
|||
2. Прекращали общаться на |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Применяли телесные наказания |
|||
4. Ограничивали свободу |
|||
5. Лишали любимого занятия |
|||
6. Читали бесконечные нотации |
|||
7. Стыдили при друзьях и знакомых |
|||
8. Оскорбляли и ругались |
|||
9. Лишали любимых лакомств |
|||
10. Ограничивали в покупках |
|||
11. Выгоняли из дому |
Учащимся класса можно задать следующие вопросы:
3. Методика «Незаконченные предложения»
А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Предложения для учащихся:
Предложения для родителей:
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.
Для учащихся
- Мне нравится, когда...
- Мне не нравится, когда...
- Я верю, когда...
Для родителей