Методика изучения семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание

Описать 3 методики изучения семьи.
1. Методика «Список личностных черт »
2. Методика «Наказания в семье»
3. Методика «Незаконченные предложения»

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 43.34 Кб (Скачать документ)

 

Описать 3 методики изучения семьи.

 

1. Методика  «Список личностных черт »

Эта методика может быть использована во всех классах основной школы, при обследовании учащихся как младшего, так и старшего подросткового возраста (с 5-го по 9-й класс). Возможно ее многократное использование, что позволяет проследить динамику развития взаимоотношений в семье. Кроме того, методика оказывает несомненное развивающее влияние на учащегося, побуждая к самоанализу и взаимооцениванию.

Инструкция:  Оцени степень развития личностных качеств, поставив знак  «+» в соответствующей графе.

 

Графа 2

Мне кажется, что мой отец…

отчасти

                                         

Не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

Графа 1

Я думаю, что я…

отчасти

                                         

Не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

 

 

Список

личностных черт

Властный

Аккуратный

Твердый

Энергичный

« Золотые руки»

Замкнутый

Умный

Эгоистичный

Покладистый

Добрый

Ответственный

Трудолюбивый

Независимый

Вежливый

Хороший характер

Уверенный в себе

Обидчивый

Вспыльчивый

Нерешительный

Умеет общаться

Симпатичный

Графа 6

Я хотел бы походить в таких качествах

На отца

отчасти

                                         

Не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

На мать

отчасти

                                         

Не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

Графа 5

Моя мать думает, что я…

отчасти

                                         

Не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

Графа 4

Мой отец думает, что я…

отчасти

                                         

не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

Графа 3

Мне кажется, что моя мать…

отчасти

                                         

не знаю

                                         

нет

                                         

да

                                         

 

Обработка данных

Прежде всего педагог обобщает качественную структуру оценочных суждений учащихся.

Сначала анализируется  соотношение определенных, точных ответов («да», «нет», «отчасти») и неопределенных («не знаю»). Чем больше удельный вес определенных ответов при оценке себя или родителей, тем больше оснований говорить о развитом социальном интеллекте учащегося, его умении и желании проводить анализ своей личности и личности родителей. В частности, о многом может сказать доля определенных ответов в графах «Мой отец/мать думают, что я...» Чем определеннее ответы, тем вероятнее, что родитель является для ребенка источником четкой, внятной информации, «какой ты сейчас», очень важной для саморазвития личности. Косвенно это свидетельствует и о педагогической культуре родителей, о том, что коррекция развития ребенка в семье осуществляется не стихийно, не только за счет запретов, ситуативных наказаний и поощрений, но и путем прямого обсуждения качеств личности ребенка.

Большая доля неопределенных ответов, преобладание оценок «не знаю»  в графах «Мой отец/мать думают, что я...» свидетельствует о том, что учащийся мало осведомлен о родительской оценке, следовательно, родительское мнение не является значимой движущей силой развития личности ребенка. Косвенно большая доля ответов «не знаю» в данных графах говорит о низкой педагогической культуре родителей, выражающейся в их малой включенности в духовное строительство ребенка. Кроме того, сопоставляя меру «закрытости» мнения отца или матеря для ребенка, можно косвенно судить о том, кто из них более активен как воспитатель.

Немало информации дает педагогу анализ соотношения положительных и  отрицательных оценок учащегося. По преобладанию или равновесности  отмеченных положительных/отрицательных качеств, прежде всего, можно сделать вывод об уровне самооценки ребенка (средний, высокий, низкий).

С этих же позиций можно  проанализировать оценки учащимися  своих родителей: они могут быть выдержаны в мажорных, уважительных тонах, в нейтрально-усредненных либо в негативных, неприязненных. Насыщенность «этюда» о родителях положительными тонами позволяет косвенно судить об эмоционально-психологической близости, тяге ребенка к родителю.

Немаловажно и содержание ответов в графе «Я хотел бы походить...», свидетельствующих о мере авторитетности и образцовости взрослого в глазах ребенка.

После общего обзорного  анализа педагог переходит к  конкретно-сопоставительному, то есть к процедуре количественного сопоставления ответов в графах 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Подсчитывается число совпадающих ответов (по каждому типу ответов: «да», «нет», «отчасти», «не знаю»), далее определяется уровень сходства сопоставленного списка личностных черт (в процентах выражается удельный вес совпавших ответов).

Какую информацию можно  извлечь из этого сопоставления? Представим ее в виде таблицы:

 

Степень сходства

Авторитетность родителей

Сопоставляемые графы

Характер взаимоотношений ребенка и родителей

Высокая (70%       и выше)

Если авторитет имеется

Сопоставление граф 1 и 2, 1 и З

1. Переживание сходства с родителем.

2. Чувство семейной  гармонии, сплоченности семейного «мы».

3. Самодостаточность личности (я похожу на свой идеал).

Если авторитет невысокий

 

1. Фрустрационное  переживание сходства  с  родителями-антиподами.

2. База для   конфликтных  или напряженных отношений с родителем,   психологическое  дистанцирование от взрослого.

Низкая (50%       и ниже)

Если авторитет имеется

 

1. Переживание  индивидуальности своего развития.

2. Возможна неудовлетворенность собой, готовность к самовоспитанию с ориентацией на родителя-образец.

Если авторитет невысокий

 

1. Духовно-нравственное противостояние детского и взрослого поколений, ясно осознанное ребенком.

 2. Эмоционально-лсихологическое отчуждение ребенка от родителей.

Высокий (70%        и  выше)

Если авторитет имеется

Сопоставление граф 1 и 4, 1 и 5

1. Ребенок чувствует, что родители  хорошо его понимают, знают его достоинства и недостатки.

 2. Родители - источник положительно переживаемого поддерживающего контроля.

 3. Открытость, доверительность отношений.

 4. Переживание ценностного отношения к себе в семье.

Если авторитет невысокий

 

1. Ребенок  чувствует, что хорошо «проницаем» для родителей.

2. Родительский  контроль нежелателен   (унизителен или   враждебен).

 3. Стремление закрыться, стать «непроницаемым».

Низкая (50%       и ниже)

Если авторитет имеется

 

1, Ребенок чувствует, что родители  не понимают или не хотят понять его.

2. Видит неценностное отношение к себе в семье. 3. Фрустрированная       потребность быть понятым, близким е семье.

4. Психологическая  дисциплина между ребенком и взрослым, отношения по типу родительского отторжения.

Если авторитет невысокий

 

1.Ребенок видит, что родители  его не понимают, не хотят понять, что еще больше снижает их  авторитет.

2. Видит неценностное отношение к себе.

3. Нет потребности,  быть понятым неавторитетными  родителями.

4. Психологическая  дистанция между ребенком и  родителями, отношения по типу  взаимного отторжения.


 

2. Методика «Наказания в семье»

Одна из больших проблем в  воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.

Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.

Родителям предлагается заполнить  следующую таблицу:

Вид наказания

Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-»

Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании

Отметьте самые действенные

I

    2

3

4

1. Ставили в угол

     

2. Прекращали общаться на длительный  период времени

     

 

 

1

2

3

4

3. Применяли телесные наказания

     

4. Ограничивали свободу

     

5. Лишали любимого занятия

     

6. Читали бесконечные нотации

     

7. Стыдили при друзьях и знакомых

     

8. Оскорбляли и ругались

     

9. Лишали любимых лакомств

     

10. Ограничивали в покупках

     

11. Выгоняли из дому

     

 

Учащимся класса можно  задать следующие вопросы:

  • Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?
  • Какие из них ты считаешь самыми действенными?
  • Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
  • Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?

3. Методика «Незаконченные предложения»

           А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

             Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

  • Школа для меня - это...
  • Класс, в котором я учусь - это...
  • Учителя для меня - это люди, которые...
  • Мои одноклассники - это...
  • Уроки для меня - это...
  • Предметы, которые мне нравятся, это...
  • Предметы, которые мне не нравятся, это...

  Предложения для родителей:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это...
  • Класс, в котором учится мой ребенок, это...
  • Одноклассники моего ребенка - это...

-  Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

           Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

  • Я радуюсь, когда...
  • Я огорчаюсь, когда...
  • Я плачу, когда...
  • Я злюсь, когда...

  -  Мне нравится, когда...

  -  Мне не нравится, когда...

  -  Я верю, когда...

  • Если у меня хорошие новости, то я...
  • Если у меня, плохие новости, то я...
  • Если у меня что-то не получается, то я...

Для родителей

  • Я радуюсь, когда мой ребенок...
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
  • Я плачу, когда мой ребенок...
  • Я злюсь, когда ребенок...
  • Мне нравится, когда мой ребенок...
  • Мне не нравится, когда мой ребенок...
  • Я не верю, когда мой ребенок...
  • Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
  • Если у моего ребенка хорошие новости, то...
  • Если у моего ребенка плохие новости, то...
  • Если у моего ребенка что-то не получается, то...

Информация о работе Методика изучения семьи