Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:01, реферат
Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.
Введение ………………3
1.Социальное проектирование …….8
1.1.Сущность социального проектирования …8
1.2.Объект и субъект социального проектирования ………10
1.3.О методологии социального проектирования …………13
2.Методы и этапы проектирования ………14
Заключение ……………………………………………20
Список использованной литературы ……………………21
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФИЛИАЛ РГГУ В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
Панькив Оксана Владимировна
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
080504 «Государственное и
Реферат по дисциплине «Социология управления»
студентки 4 курса заочной формы обучения
К.п.н., доцент
________________ Кибыш А.И.
|
Калининград
2012
Содержание:
Виды и методы социального проектирования
Введение …………………....……………………………………..... |
3 |
1.Социальное
проектирование ……............. |
8 |
1.1.Сущность социального проектирования …...………...…… … |
8 |
1.2.Объект и субъект социального проектирования ………............... |
10 |
1.3.О методологии социального проектирования ……………...... |
13 |
2.Методы и
этапы проектирования ………….………… |
14 |
Заключение …………………………………………….… |
20 |
Список использованной литературы ………………………..….. …. |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Социальный проект - это определенная последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в какой-либо конкретной социальной сфере в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов. Последовательность, полученная в ходе:
- преобразования первичного описания (задания), с представлением описания (при необходимости) в различных формах;
- устранения некорректности первичного описания (задания);
- оптимизации заданных характеристик объекта (процесса).
При этом, составной частью (одной из задач) социального проектирования может быть и образовательный (самообразовательный) процесс проектировщика.
Социальное проектирование - особый вид деятельности, направленный на решение проблем, возникающих в жизни человека и связанных с отношениями с другими людьми.
Практического работника сегодня едва ли заинтересует проектная деятельность, трактуемая как взгляд, брошенный вперед на образ неопределенного, но заманчивого будущего. Современный руководитель, сочетающий в своей работе профессионализм социального менеджера и компетентность предпринимателя, подходит к проектированию как универсальному и самостоятельному в интеллектуальном и социокультурном контексте типу деятельности, направленному на создание реальных объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.
Не удивительно, что
при таком подходе
Существует тесная связь между прогностическими, проектировочными и управленческими функциями в развитии социальных систем. Необходимость выхода прогнозирования из чисто научной сферы и обязательной его ориентации на практику управления народным хозяйством стала очевидной еще в начале 1980-х гг. Привлекает внимание публикация И. П. Керова "Будущее прогнозирования - в управлении"2, где предлагалось включить прогнозирование и проектирование во все элементы технологического процесса разработки, обоснования, принятия и осуществления управленческих решений, начиная с установления диагноза и определения причин появления проблемной ситуации и заканчивая подведением итогов реализации управленческих решений.
Подчеркнем прямую зависимость, существующую между теорией прогнозирования и практикой управления социальными процессами. Эта зависимость характеризуется в принципе теми же признаками, которые отличают науку управления любой отрасли. "Управление, - писал В. Г. Афанасьев, - это, прежде всего сознательная деятельность преследующего свои цели человека. И не просто сознательная деятельность, а та особая ее разновидность, которая связана с выработкой решений, с организацией, направленной на претворение в жизнь, с регулированием системы в соответствии с заданной целью, с подведением итогов деятельности, с систематическим получением, переработкой и использованием информации"3.
Анализируя опыт лучших управленцев, можно обнаружить в их работе немало элементов проектирования и предвидения. Прежде чем начать работу, они представляют, какими хотят видеть свои социальные системы. Составляется план движения к этой цели, определяются задачи работы с коллективом, намечаются стержневые, ведущие дела. Такой перспективный план работы (как отдельный собственный план действий) становится профессиональной необходимостью, нормой для руководителя, он позволит работать ритмично, последовательно, учитывая развитие социальной системы, предвидеть ожидаемый и желательный результат.
Многообразие форм преобразующей деятельности дает основание выделить новые функции в управлении социальными системами. Чтобы тот или иной вид деятельности мог выполнять роль самостоятельной функции управления, необходимо отвечать критериям соответствия, которые Ю. А. Конаржевский определил и научно обосновал при изучении педагогического анализа как единицы процесса управления. К ним относятся: специфичность цели деятельности; характер действий и операций, объективно необходимых для достижения общей цели управления; системность содержания и особенность структуры; функциональная интегративность и сквозной характер деятельности4.
Принимая данный подход
при исследовании специфики проектирования,
мы решаем аналогичную задачу, полагая,
что совокупность преобразующих
видов деятельности создает достаточно расплывчатое представление о границах
распространения проектирования, его
структуре и содержании. Очевидно, поэтому
вопросы установления сходства и различия
проектной, инновационной и исследовательской
работы до сих пор вызывают у многих руководителей
затруднения. Определяя функциональную
самостоятельность проектирования в едином
цикле управления, необходимо учитывать
такую его особенность, как способность
субъектов выделять объекты, которые подлежат
преобразованию и трансформации.
Занимаясь проблемами методологии и теории формирования проектной культуры, обратим особое внимание на трансформационный характер проектирования как вида деятельности. По мнению О. И. Генисаретского, это означает, что, проникая во все сферы человеческого бытия, оно может либо дифференцироваться и преобразовываться в другие формы, либо, занимая доминирующее положение, интегрировать в себе все прочие формы деятельности как свои разновидности. В частности, указывает ученый, проектирование в форме проектного воздействия вместе с другими деятельностями принято считать частью управления. С другой стороны, в сфере проектной деятельности также проявляются весьма развитые управленческие процедуры, например, в процессе реализации дизайн-программы5.
Эта особенность проектирования отчетливо просматривается в теории социального управления. Так, В. Л. Глазычев отмечает, что в длительной своей предыстории социальное проектирование было одной из функций управления6. В рамках социального управления Л. Н. Коган и С. Г. Панова обнаруживают, как планирование, программирование и проектирование объединяются в группу конструктивных подходов, оказывающих активное воздействие на будущее путем совершенствования управления социальными процессами и явлениями7. Социальное проектирование, полагает И. В. Бестужев-Лада, сводится к процессу разработки проекта, форм конкретизации управления, к директивному определению будущего состояния конкретного объекта среды в рамках определенной программы или плана8.
Таким образом, с одной стороны, проектирование - это деятельность над деятельностью, когда проводится научное исследование управленческой структуры; с другой - это составляющий компонент любой другой деятельности. Но независимо от положения, в котором находится проектирование, оно не может не проявить свою автономность и самостоятельность, что обусловлено его принадлежностью к основным типологическим видам деятельности, которые можно наблюдать в любых ситуациях и любых состояниях системы как объекта управления.
В некоторых исследованиях подтверждается, что проектирование может применяться в управлении как процесс функционирования, совершенствования и развития социальных систем, процессов и явлений. Если субъектов управления удовлетворяет нынешнее состояние системы, и они приняли решение воспрепятствовать ее качественному изменению, то разрабатывается проект будущего состояния с сохранением основных качественных и усовершенствованием (в пределах меры) количественных характеристик. В таком случае проектирование является функцией управления жизнедеятельностью систем. Если субъектов управления не удовлетворяет существующее положение, и они решили значительно изменить его, то разрабатывается модель системы с новыми качественными параметрами. В таких случаях проектирование становится функцией управления совершенствованием и развитием систем9.
Интерес к проектированию
проявляется и в периоды
эпоху реформ Петра I, обнаруживая себя
в документообороте начала XVIII в. в значениях
"предложение", "намерение".
Позднее, во времена правления Екатерины
II, встречается глагол "проектировать",
трактуемый как замысел осуществления,
проведения в жизнь нового предприятия.
Философские воззрения Дж. Дьюи, определившие основные педагогические идеи и положения проектного подхода к обучению детей, также формировались в условиях эпохальных изменений: бурной индустриализации страны, наплыва иммигрантов, разрушения традиционных отношений и ценностей в американском обществе и огромных потрясений в мире - первой мировой войны, социальных революций, великой экономической депрессии.
На стыке XX и XXI вв. вновь радикально трансформируются культурные реалии, стереотипы жизни, социальные, политические и экономические институты. Проектирование снова оказывается той силой, мощь которой способна разрешить, казалось бы, многие тупиковые проблемы.
Анализируя причины активности проектной деятельности в периоды интенсивного развития, можно предположить, что одной из них является определенное наслоение друг на друга разных состояний системы. Известно, что социальные системы, находятся в ситуации промежуточной неопределенности, поскольку, будучи открытыми, они являются составной частью социума. Подобное состояние мы повседневно наблюдаем, когда удивительным образом сочетаются процессы неустойчивости и стабильности, спада и подъема, хаоса и гармонии. Формы проявления проектирования, сопрягаясь с границами функционирования, развития и трансформации жизнедеятельности, сочетаются. В итоге палитра функциональных свойств и связей проектирования в высшей степени может выразиться только в эпицентре преобразований.
Анализ инновационного периода развития социальных систем последних лет позволил установить зависимость между формами проявления проектирования и состоянием системы, а также с учетом сложившейся ситуации дифференцировать целевую направленность проектирования в соответствии с положением системы в условиях нестабильного окружения.
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.
На первых этапах своего
становления оно было производным
от научного и технического проектирования.
Исторически научно обоснованные методы
проектирования впервые стали применяться
в архитектуре и
В настоящее время
наряду с традиционными видами складываются
новые самостоятельные
Информация о работе Методологические основы социального проектирования