Методологические принципы метода экспертных оценок в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение экспертного оценивания в теоретическом аспекте.
Задачи:
изучение метода экспертных оценок;
рассмотрение порядка организации экспертного оценивания;
изучение видов метода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Метод экспертных оценок 7
О методе экспертных оценок 7
1.2. Виды метода экспертных оценок 10
Глава 2. Проведение экспертного оценивания 21
2.1 Организация экспертного оценивания 21
2.2. Подбор экспертов 22
2.3. Опрос экспертов 24
2.4. Обработка экспертных оценок 26
Глава 3. Программа исследования 30
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ММСИ.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный  университет»

Кафедра социологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «ММСИ»

На тему «Методологические принципы метода экспертных оценок в социологии»

Специальность                   Социология

(код, наименование)

 

Автор работы В.А. Касаткин      

(инициалы, фамилия)   (подпись, дата)

 

Группа СЛ-01

Руководитель работы  О.О. Нишнианидзе      

(инициалы, фамилия)  (подпись, дата)

 

Работа защищена______________

(Дата)

 

 

Оценка____________

Председатель комиссии _______________  _______________

(подпись, дата)   (инициалы, фамилия)

Члены комиссии  _______________  _______________

(подпись, дата)   (инициалы, фамилия)

 

_______________  _______________

(подпись, дата)   (инициалы, фамилия)

_______________  _______________

(подпись, дата)   (инициалы, фамилия)

 

 

Курск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение         3 

Глава 1. Метод экспертных оценок     7 

    1. О методе экспертных оценок     7

1.2. Виды метода экспертных оценок    10

Глава 2. Проведение экспертного оценивания   21

    2.1 Организация экспертного оценивания   21

    2.2. Подбор экспертов      22 

    2.3. Опрос экспертов       24

    2.4. Обработка экспертных оценок    26

Глава 3. Программа исследования     30

Заключение         33 

Список  литературы       35 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  развития российского общества, в  период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.

В настоящее время  в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших  народно-хозяйственных решений, для  оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития. В различных отраслях, ведомствах и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, связанные с оценкой качества продукции и выбором перспективной техники, с проведением профессиональной аттестации кадров. В данной работе мы постараемся раскрыть понятие экспертных оценок и описать их преимущества перед другими методами сбора социологической информации.

Экспертные методы применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов- форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.

В ходе развития общественного  производства возрастают требования к  качеству принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

Экспертные методы используются в исследовании социально- экономических  и политических явлений и процессов  в тех случаях, когда не хватает  достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются  весьма неопределенные представления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто,  а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.

При устном опросе исследователь  вступает в непосредственный контакт с экспертом, фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет беседу. При этом надо избегать какого-либо психологического давления на эксперта, не мешая ему свободно высказывать свои суждения.

При письменном опросе эксперты заполняют анкету, разработанную исследователем, и возвращают ее либо лично данному исследователю, либо отправляют ее по почте. В отдельных случаях анкеты могут доводиться до экспертов с помощью СМИ - газет, журналов, радио, телевидения.

В качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные специалисты в области экономики, политики или иной сферы деятельности. Эксперт - это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования. Им дается некая первоначальная информация об исследуемом явлении или процессе и в случае необходимости сообщается дополнительная информация о нем.

На основе представленной информации, своих знаний и имеющегося опыта эксперты высказывают свои суждения, оценки, предложения. Их мнения соотносятся между собой, если надо получить представление об их общем мнении или решении. При этом могут быть использованы разные формы организации труда экспертов, в том числе их «индивидуальная независимая деятельность либо коллективная взаимообусловленная работа».

 

Экспертные оценки используются практически на всех этапах экономических исследований, хотя их методическая основа может существенно различаться. Экспертные оценки по своей сути субъективны, но поскольку основу каждого суждения составляют вполне определенная информация, накопленный опыт, результаты анализа объективной действительности, предполагается, что суждения не будут слишком противоречивыми. Различия могут быть преодолены путем взаимной коррекции, произведенной с учетом дополнительных сведений, полученных от других экспертов: при увеличении количества объективной информации, как правило, повышается степень адекватности выдвигаемых гипотез и их использования в исследовании социально-экономического процесса.

Метод экспертных оценок предполагает разработку каждым экспертом индивидуального решения в отношении предполагаемых будущих характеристик исследуемого процесса.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

Характерными особенностями  метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных  неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация  проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Объектом является метод экспертных оценок в социологии.

Предметом является методологические принципы метода.

Целью данной работы является рассмотрение экспертного оценивания  в теоретическом аспекте.

Задачи:

  1. изучение метода экспертных оценок;
  2. рассмотрение порядка организации экспертного оценивания;
  3. изучение видов метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Метод экспертных оценок

1.1. О методе экспертных оценок

 

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.

Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Экспертные коллективные оценки широко использовались в государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным хозяйством уже в первые годы Советской власти. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был создан Совет экспертов, задачей которого являлось решение наиболее сложных проблем реорганизации народного хозяйства страны. При составлении пятилетних планов развития народного хозяйства страны систематически использовались экспертные оценки широкого круга специалистов.

В настоящее время  в нашей стране и за рубежом  метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.

Все множество плохо  формализуемых проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

1) эксперт является  хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;

2) групповое мнение  экспертов близко к истинному  решению проблемы.

Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.

Ко второму классу относятся проблемы, в отношении  которых информационный потенциал  знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

1) составление перечня  возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

2) определение наиболее вероятных  интервалов времени свершения совокупности событий;

3) определение целей  и задач управления с упорядочением их по степени важности;

4) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

5) альтернативное распределение  ресурсов для решения задач  с оценкой их предпочтительности;

6) альтернативные варианты  принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных  типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

Каждый из этих видов  экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

Анкетирование и сценарий предполагают индивидуальную работу эксперта. Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и с группой экспертов. Остальные виды экспертизы предполагают коллективное участие экспертов, в работе. Независимо от индивидуального или группового участия экспертов в работе целесообразно получать информацию от множества экспертов. Это позволяет получить на основе обработки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о зависимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в высказываниях экспертов.

Информация о работе Методологические принципы метода экспертных оценок в социологии