Методология и методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Подготовка социологического исследования………………….5
2. Сбор социологической информации……………………………9
3. Анализ результатов социологического исследования………..18
Заключение…………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы……….……..21

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Филиал ГОУ ВПО МГУТУ в г. Мелеузе

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: Социология

На тему: «Методология и методика

социологического исследования».

 

 

 

Выполнил:

Студент II п курса

Мавлютова С.Р.

Институт: Экономики и бизнеса

Специальность: 080105

Шифр: 272

Работа сдана на проверку

Преподаватель: ______________

Оценка: ____________________

 

 

 

Мелеуз-2011 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..3

1.      Подготовка социологического исследования………………….5

2.      Сбор социологической информации……………………………9

3.      Анализ результатов социологического исследования………..18

Заключение…………………………………………………………..20

Список использованных источников и литературы……….……..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап – подготовка собранной воде социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследовании возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Подготовка социологического исследования

 

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений.

Социологическое исследование проходит следующие этапы:

1)      Подготовка исследования: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т.д.

2)      Сбор первичной социологической информации: записи исследователя, выписки из документов, ответы опрашиваемых и т.д.

3)      Подготовка и обработка на ЭВМ собранной в ходе социологического исследования информации.

4)      Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования определяется поставленными целями, глубиной анализа социального процесса и т.д. Различают три типа социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (пилотажное) – самый простой вид анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Оно проводится при следующих обстоятельствах.

1.  При необходимости получения оперативной информации о состоянии тех или иных процессов, не предполагающей их дальнейший анализ. Это может быть информация о состоянии общественного мнения перед выборами, которая распространяется средствами массовой информации.

2. При необходимости уточнения или дополнения уже имеющейся информации.

3. Масштабное исследование требует предварительной апробации ее методов и техники.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении.

Аналитическое исследование не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей – главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируется тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он служит, или с ним заключает договор заказчик.

Методологический раздел программы или стратегический документ исследования имеет следующие части: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных используемых понятий, гипотезы и основные задачи исследования. Методический раздел программы или документ, отражающий тактику исследования, включает изложение методов сбора первичной социологической информации, определение поля изучения обследуемой социальной совокупности, логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработки на ЭВМ. Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений.

Объект исследования – это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Предмет исследования – определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы нерационален. Это удлинило бы сроки исследования, потребовало бы значительных финансовых затрат и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет выборочный характер. От правильности «выборки» в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Выборкой называют: 1) совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению; 2) совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях. Каковы же основные принципы отбора, или иначе методы выборки? Статистика выработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения такой выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка. Помимо этого существует:

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый).

2. Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность).

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.

После составления программы социологического исследования на основе ее методологического раздела и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т.е. сбор первичной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сбор социологической информации

 

Основными методами сбора первичной социологической информации являются опрос, наблюдение, эксперимент и изучение документов. Они могут сочетаться в различных вариантах.

Информация о работе Методология и методика социологического исследования