Методология и методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Подготовка социологического исследования………………….5
2. Сбор социологической информации……………………………9
3. Анализ результатов социологического исследования………..18
Заключение…………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы……….……..21

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

4. Анализ документов – это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

По способу хранения информации

По характеру источника (официальные, неофициальные).

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Качественный анализ применяется, если исследователь работает с редким документом, показывая своеобразие языка, стиля изложения и выявляя его уникальность. Он ориентирован на прослеживание, воссоздание индивидуальной истории автора.

количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

 Таким образом, применение социологических методов исследования позволяет разобраться в настоящих и прогнозировать будущие социальные явления и процессы. Они помогают корректно решить поставленную проблему, объяснить различные факты социальной жизни.

 

3.     Анализ результатов социологического исследования

 

Обработка материалов социологического исследования включает в себя ряд этапов, каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь этапа обработки информации с другими. Многие аспекты обработки информации должны учитываться при разработке программы исследования, составлении анкеты, при определении стратегии выборки, а также в оценках сроков, стоимости и трудоемкости всего проекта.

Общая структура обработки социологической информации включает в себя следующие компоненты:

1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. Однако часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т.п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы.

2. Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик. Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт) информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных носителях. Перенос данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого этапа.

3. Ввод данных в ЭВМ. Находящиеся на носителях информации данные исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра.

4. Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны - это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки технических устройств ЭВМ и т.д. Однако, необходимо выявить и исправить все ошибки до перехода к этапу анализа информации.

5. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно измерить изучаемую характеристику. Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий - переменные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование.

6. Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости.

Основной документ - отчет по итогам исследования. Общее число разделов в отчете соответствует числу гипотез, требующих ответа. Первая глава включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характеристику исследования (выборка, методы сбора информации). Во второй главе приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование). Третья и последующие главы посвящены поиску ответов на сформулированные в исследовании гипотезы. Последняя глава отчета включает общие выводы и практические рекомендации. На основе отчета составляется аналитическая справка, по структуре идентичная отчету. Приложение к отчету содержит все документы исследования, социологические данные (таблицы, графики).

Заключение

В данной работе разобраны основные методы сбора социологической информации. В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество.

Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки для многих других сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы.

Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий.

Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.                 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

2.                 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.1: Методология и история. – М.: Инфра-М, 2009.

3.                 Общая социология. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ - М.: ИНФРА-М, 2005.

4.                 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: «Центр», 2008.

5.                 Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2006.

6.                 Социология. Ч. 1. Учебно-практическое пособие. - М., МГУТУ, 2008.

7.                 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для вузов. – М.: Добросвет, 2007.

 

 

3

 



Информация о работе Методология и методика социологического исследования