Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:59, лекция
Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию, вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.
Методология и методика социологического исследования
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.
1. Социологическое исследование и его виды.
Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию, вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для последующего использования на практике.
Социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. (Добреньков, Кравченко)
Проблему составляет то, что существует еще и социальное исследование. Под социальным исследованием следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные.
Следует четко уяснить разницу между этими двумя видами исследований.
Различия между социальным и социологическим исследованиями.
Социологическое исследование | Социальное исследование |
Более узкое | Более широкое |
Отражает принадлежность к конкретной науке - социологии | Не отражает стоящую за ним конкретную науку |
Определено предметом и темати- кой социологии | Не определено ими |
имеет свой специфический метод | Не имеет своего специфического метода |
Является внутридисциплинарным методом познания | Междисциплинарный метод познания |
Охватывает узкий круг проблем, относящихся к предмету социологии | Охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые не относятся к социологии |
Источник – научная литература, профессиональная подготовка | Источник – популярная литература и обыденный опыт |
Может быть проведено только социологами, профессионалами | Проводятся врачами, юристами, экономистами, журналистами и др. |
Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем.
В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов социологического исследования.
По глубине анализа социальной проблемы и масштабу охвата событий:
1. Пробное проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез.
2. Описательное дает целостную картину явления, описывает структуру и динамику явления, не выявляет причинных связей.
3. Аналитическое - самый углубленный вид соц. анализа. Выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления.
По применяемому методу сбора данных:
1. Количественные исследования (сколько? Как много?)
2. Качественные (Как? Почему?)
По цели исследования:
1. Точечное дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения, не дает ответа на вопрос о тенденциях развития во времени.
2. Повторное - совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе последовательно через определенный промежуток времени. Призвано получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.
По объему охвата объекта исследования:
1. Сплошное охватывает все единицы генеральной совокупности.
2. Выборочное – самое распространенное. Охватывает часть генеральной совокупности, называемую выборочной совокупностью.
Любое социологическое исследование имеет четыре основных этапа:
первый - подготовка исследования;
второй - сбор первичной информации;
третий - обработка информации;
четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
2. Программа СИ.
Подготовка социологического исследования начинается с составления программы.
Программа исследования —документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.
Программа исследования строится в зависимости от целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.
Основные этапы составления программы исследования: (Добреньков, Кравченко)
Теоретико-методологическая часть программы
1. Формулировка и обоснование проблемы исследования
2. Цели и задачи исследования
3. Определение объекта и предмета исследования
4. Логический анализ основных понятий
5. Выдвижение гипотез
Методическая часть программы
6. Определение выборочной совокупности
7. Выбор методов и составление инструментария
8. Обработка и интерпретация полученных данных
1. Исходным пунктом всякого исследования является определение проблемы и проблемной ситуации. Проблемная ситуация—состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема исследования — это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований собственной и других социологических служб, анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.
2. Цель — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур.
Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных мероприятий по укреплению дисциплины.
Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.
Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это своего рода промежуточные ступени в работе социолога.
Например, для получения информации, отражающей отношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как определение степени включенности различных групп людей в ситуацию нововведения
3. Объект — носитель проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования.
4. Логический анализ основных понятий — это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.
Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты.
Анализ понятий включает три типа процедур:
1. дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и однозначное описание тех понятий, которые вы собираетесь использовать при построении своей модели;
2. структурная интерпретация, которая предполагает наведение порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выявление взаимных связей и т.д.;
3. факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.
5. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии.
6. При построении социологической выборки используется множество специальных терминов, в том числе два важнейших — генеральная и выборочная совокупности.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.
Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает. В выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно опросить.
Выборочная совокупность задается самим объектом исследования (например, исследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность — сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка.
Выборка обязательно должна быть репрезентативной. Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности представлять характеристики выборочной совокупности.
История свидетельствует, что когда нарушаются принципы случайной выборки и какой-то группе респондентов оказывается предпочтение — произвольно или непроизвольно, намеренно или в силу независящих от ученого обстоятельств, — происходит катастрофа. Применение смещенной или неправильно составленной выборки специалисты любят демонстрировать на примере крупного скандала, случившегося в 1930-е гг. с журналом «Литэрари Дайджест», организовавшим опрос общественного мнения относительно результатов выборов. Как и любой другой дайджест, журнал в основном жил чужими материалами, перепечаткой газетных и журнальных статей, в данном случае посвященных опросам общественного мнения. Начиная с 1920 г. журнал стал заниматься организацией собственных опросов, в частности провел широкомасштабный общенациональный опрос, в ходе которого более чем миллиону человек по почте были разосланы избирательные бюллетени с просьбой отметить, чья кандидатура на предстоящих президентских выборах для них предпочтительнее. В течение ряда лет результаты опроса, проводившегося журналом, оказывались настолько точными, что опрос, проведенный в сентябре, казалось, делал ноябрьские выборы малосущественными. Да и как при такой большой выборке могла произойти ошибка? Однако в 1936 г. именно это и случилось: с большим перевесом голосов (60:40) победа была предсказана кандидату от республиканской партии Альфу Ландону. Однако когда выборы состоялись, он потерпел сокрушительное поражение. Иначе говоря, Ландон проиграл Франклину Д. Рузвельту практически с тем же результатом, с которым должен был победить. Доверие читателей к «Литэрари дайджест» было серьезно подорвано, вскоре журнал перестал выходить. Такой оказалась цена методической ошибки.
Информация о работе Методология и методика социологического исследования