Методология и методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:59, лекция

Описание

Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию, вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.

Содержание

1. Социологическое исследование и его виды.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.

Работа состоит из  1 файл

методика и методология социологического исследования.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)


Методология и методика социологического исследования

1. Социологическое исследование и его виды.

2. Программа социологического исследования.

3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.

 

1. Социологическое исследование и его виды.

Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию,  вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для последующего использования на практике.

Социологическим называется такое исследование, где одни соци­альные явления объясняются при помощи других социальных явле­ний. (Добреньков, Кравченко)

Проблему составляет то, что существует еще и социальное исследование. Под социальным исследованием следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные.

Следует четко уяснить разницу между этими двумя видами исследований.

Различия между социальным и социологическим исследованиями.

 

Социологическое исследование

Социальное исследование   

Более узкое

Более широкое

Отражает принадлежность к

конкретной науке - социологии

Не отражает стоящую за ним конкретную науку

Определено предметом и темати-

кой социологии

Не определено ими

имеет свой специфический метод

Не имеет своего специфического метода

Является внутридисциплинарным

методом познания

Междисциплинарный метод познания

Охватывает узкий круг проблем,

относящихся к предмету социологии

Охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые не относятся к социологии

Источник – научная литература,

профессиональная подготовка

Источник – популярная литература  и обыденный опыт

Может быть проведено только

социологами, профессионалами

Проводятся врачами, юристами, экономистами, журналистами и др.

 

Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

1.      Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.

2.      Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание клас­сификации, выделяют несколько видов социологического исследования.

По глубине анализа социальной проблемы и масштабу охвата событий:

1.      Пробное  проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез.

2.      Описательное дает целостную картину явления, описывает структуру и динамику явления, не выявляет причинных связей.

3.      Аналитическое - самый углубленный вид соц. анализа. Выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления.

По применяемому методу сбора данных:

1.      Количественные исследования (сколько? Как много?)

2.      Качественные (Как? Почему?)

По цели исследования:

1.      Точечное дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения, не дает ответа на вопрос о тенденциях развития во времени.

2.      Повторное - совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе последовательно через определенный промежуток времени. Призвано получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.

По объему охвата объекта исследования:

1.      Сплошное охватывает все единицы генеральной совокупности.

2.      Выборочное – самое распространенное. Охватывает часть генеральной совокупности, называемую выборочной совокупностью.

Любое социологическое исследование имеет четыре основных этапа:

первый - подготовка исследования;

второй - сбор первичной информации;

третий - обработка информации;

четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

2. Программа СИ.

Подготовка социологического исследования начинается с составления программы.

Программа исследования —документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.

Программа исследования строится в зависимости от целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.

Основные этапы составления программы исследования: (Добреньков, Кравченко)

Теоретико-методологическая часть программы

1.              Формулировка и обоснование проблемы исследования

2.              Цели и задачи исследования

3.              Определение объекта и предмета исследования

4.              Логический анализ основных понятий

5.              Выдвижение гипотез

Методическая часть программы

6.              Определение выборочной совокупности

7.              Выбор методов и составление инструментария

8.        Обработка и интерпретация полученных данных

1. Исходным пунктом всякого исследования является определение проблемы и проблемной ситуации. Проблемная ситуация—состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема исследования — это различие между существу­ющим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явле­ния (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам пред­шествующих социологических исследований собственной и дру­гих социологических служб, анализу экономического, техничес­кого и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.

2. Цель — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в про­грамме цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур.

Целью исследования может быть получение описательной ин­формации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющих­ся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных меро­приятий по укреплению дисциплины.

Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это сво­его рода промежуточные ступени в работе социолога.

Например, для получения информации, отражающей отношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как оп­ределение степени включенности различных групп людей в ситу­ацию нововведения

3. Объект — носитель проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком — люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования.

4. Логический анализ основных понятий — это логическое структурирова­ние исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяс­нение их содержания и структуры.

Логический анализ предполагает точное объяснение содержа­ния и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он по­может правильно объяснить полученные результаты.

Анализ понятий включает три типа процедур:

1.             дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и одно­значное описание тех понятий, которые вы собираетесь исполь­зовать при построении своей модели;                                       

2.             структурная интерпретация, которая предполагает наведе­ние порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выяв­ление взаимных связей и т.д.;

3.             факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.

5. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучае­мых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах про­шлых исследований или данных экономики, статистики, пси­хологии.

6. При построении социологической выборки используется мно­жество специальных терминов, в том числе два важнейших — ге­неральная и выборочная совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых со­циолог опрашивает. В выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно оп­росить.

Выборочная совокупность задается самим объектом исследо­вания (например, исследование студентов, пенсионеров, вкладчи­ков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объек­том и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность — сотни. Поэтому большинство социоло­гических исследований имеет не сплошной, а выборочный харак­тер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка.

Выборка обязательно должна быть репрезентативной. Репрезентативность -  это свойство выборочной совокупности представлять характеристики выборочной совокупности.

История свидетельствует, что когда нарушаются принципы случайной выборки и какой-то группе респондентов оказывается предпочтение — произвольно или непроизвольно, намеренно или в силу независящих от ученого обстоятельств, — происходит ка­тастрофа. Применение смещенной или неправильно составленной выборки специалисты любят демонстрировать на примере круп­ного скандала, случившегося в 1930-е гг. с журналом «Литэрари Дайджест», организовавшим опрос общественного мнения отно­сительно результатов выборов. Как и любой другой дайджест, журнал в основном жил чужими материалами, перепечаткой га­зетных и журнальных статей, в данном случае посвященных оп­росам общественного мнения. Начиная с 1920 г. журнал стал за­ниматься организацией собственных опросов, в частности провел широкомасштабный общенациональный опрос, в ходе которого более чем миллиону человек по почте были разосланы избиратель­ные бюллетени с просьбой отметить, чья кандидатура на предстоящих президентских выборах для них предпочтительнее. В тече­ние ряда лет результаты опроса, проводившегося журналом, ока­зывались настолько точными, что опрос, проведенный в сентяб­ре, казалось, делал ноябрьские выборы малосущественными. Да и как при такой большой выборке могла произойти ошибка? Од­нако в 1936 г. именно это и случилось: с большим перевесом го­лосов (60:40) победа была предсказана кандидату от республикан­ской партии Альфу Ландону. Однако когда выборы состоялись, он потерпел сокрушительное поражение. Иначе говоря, Ландон про­играл Франклину Д. Рузвельту практически с тем же результатом, с которым должен был победить. Доверие читателей к «Литэрари дайджест» было серьезно подорвано, вскоре журнал перестал вы­ходить. Такой оказалась цена методической ошибки.

Информация о работе Методология и методика социологического исследования