Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:59, лекция
Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию, вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.
Что же произошло? Все очень просто: в голосовании, проведенном «Дайджест», использовалась смещенная выборка. Почтовые открытки рассылались людям, чьи имена были извлечены из двух источников: телефонных справочников и списков регистрации автомобилей. И хотя прежде этот метод отбора не слишком отличался от других методов, совсем по-другому обстояло дело теперь, после Великой депрессии в 1936 г., когда менее состоятельные избиратели, наиболее вероятная опора Рузвельта, не могли позволить себе иметь телефон, не говоря уж об автомобиле. Таким образом, выборка, использовавшаяся в опросе, организованном «Дайджест», была смещена в сторону тех, кто, скорее всего, должен был выступать за республиканцев, и при этом еще удивительно, что у Рузвельта оказался такой хороший результат.
3. Методы сбора социологической информации
Важным моментом подготовки исследования является выбор подходящих методов сбора информации.
Наиболее распространенным методом сбора социологических данных является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.
Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования:
1. прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом);
2. опосредованное (беседа по телефону);
3. формализованное (заранее разрабатывается вопросник);
4. неформализованное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).
В настоящее время широкое распространение получило интервью по телефону.
Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
Поскольку анкетирование является наиболее часто используемым методом (но не самым лучшим), то рассмотрим, что представляет из себя социологическая анкета.
Социологическая анкета — объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта исследования.
Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, можно получать объективные данные.
Виды вопросов в анкете:
1.
2.
3.
4.
Структура анкеты:
1. Вводная часть. В ней содержатся указания кто, для чего проводит данный опрос. Обращение к респондентам с просьбой ответить на вопросы. Гарантия анонимности и конфеденциальности.
2. Основная часть. Состоит из вопросов об исследуемой проблеме.
3. Заключительная часть, паспортичка. Вопросы, касающиеся респондента: пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.
Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фотоаппаратуры. Наблюдение может быть:
1. - неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации);
- формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте);
2. - включенным (когда наблюдатель непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми) ;
- невключенным (исследователь находится вне изучаемого объекта, наблюдает как бы со стороны).
Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет по- лучить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.
Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы, пресса и др.
В социологии принято различать два главных вида анализа документов:
качественный анализ, который называют еще традиционным;
количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.
Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограничение — возможность субъективных смещений информации, обусловленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа.
Контент-анализ (англ. content analysis — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении.
На фокус-группу приглашаются люди, как правило, не знакомые между собой, но объединенные общими интересами, идеями и т.д. В ходе исследования анализируются мнения не просто отдельных индивидов, а группы взаимодействующих людей.
Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 ч. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30— 40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа разработки новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6—8 ч.
В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конк-ретной схеме. Весь процесс фокус-группы записывается на видео. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт).
На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь.
Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные. К количественным относят анкетирование, наблюдение, контент-анализ, эксперимент и др., а к качественным – метод фокус-группы, традиционный анализ документов, неформализованное интервью и др.
Одним из разделов программы является обработка и анализ данных. Он представляет собою краткое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных, своеобразный «маршрут» процедуры обработки. Анализ представляет собою своеобразный «венец» длительной, кропотливой работы, именно здесь исследователь может определенно выяснить, насколько верными оказались выдвинутые им в самом начале рабочие гипотезы.
Социологический анализ предназначен для достижения конкретных, заранее намеченных целей, установления связей между различными социальными явлениями, сформулированных в виде рабочих гипотез. Почти всегда мы должны заранее знать, чего мы хотим, чего ищем, на какие вопросы желаем получить ответ. Конечно, возможны и случайные открытия, но вряд ли стоит на них рассчитывать. Таким образом, успех анализа в огромной степени зависит от подготовительного периода и во многом закладывается на этапе разработки программы.
Следует отметить, что обрабатывать данные можно как вручную, так и с помощью специальных компьютерных программ SPSS, что, конечно, значительно упрощает задачу.
После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению различают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья — специалистам, а публикация в прессе — широкой публике.
Таким образом, социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом исследовании, где выясняются субъективные мнения людей. Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Информация о работе Методология и методика социологического исследования