Методология и методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:59, лекция

Описание

Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию, вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.

Содержание

1. Социологическое исследование и его виды.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.

Работа состоит из  1 файл

методика и методология социологического исследования.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Что же произошло? Все очень просто: в голосовании, прове­денном «Дайджест», использовалась смещенная выборка. Почто­вые открытки рассылались людям, чьи имена были извлечены из двух источников: телефонных справочников и списков регист­рации автомобилей. И хотя прежде этот метод отбора не слиш­ком отличался от других методов, совсем по-другому обстояло дело теперь, после Великой депрессии в 1936 г., когда менее со­стоятельные избиратели, наиболее вероятная опора Рузвельта, не могли позволить себе иметь телефон, не говоря уж об автомоби­ле. Таким образом, выборка, использовавшаяся в опросе, орга­низованном «Дайджест», была смещена в сторону тех, кто, ско­рее всего, должен был выступать за республиканцев, и при этом еще удивительно, что у Рузвельта оказался такой хороший ре­зультат.

 

3.                    Методы сбора социологической информации

Важным моментом подготовки исследования является выбор подходящих  методов сбора информации.

Наиболее распространенным методом сбора социологических данных является опрос. Существует несколько видов опро­са, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Интервьюирование представляет собой личное общение соци­олога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает от­веты респондента. Существует несколько разновидностей интер­вьюирования:

1.                    прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом);

2.                    опосредованное (беседа по телефону);

3.                    формали­зованное (заранее разрабатывается вопросник);

4.                    неформализованное ин­тервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

В настоя­щее время широкое распространение получило интервью по те­лефону.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение ан­кеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое ан­кетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Поскольку анкетирование является наиболее часто используемым методом (но не самым лучшим), то рассмотрим, что представляет из себя социологическая анкета.

Социологическая анкета — объединенная единым исследова­тельским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние характеристик объекта иссле­дования.

Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, тре­бующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, можно получать объективные данные.

Виды вопросов в анкете:

1.                                 Прямые  и косвенные. В первом случае предполагается выражение мнения респондента с собственной позиции. (Как вы считаете, должна ли быть отменена смертная казнь?). Во втором случае вопрос задается в косвенной форме. (Некоторые люди считают, что смертная казнь должна быть отменена, поскольку всякое насилие рождает ответное насилие. Согласны ли вы с этим утверждением?).

2.                                 Закрытые и открытые. В первом случае респонденту предлагается выбрать один из предложенных ниже ответов, во втором – ответить самостоятельно.

3.                                 Дихотомические (предполагают четкие ответы по принципу да – нет. Поддерживаете ли вы последнюю инициативу правительства в области образования?). Поливариантные (содержат большой набор вариантов ответа и предполагают любое их сочетание. Чем вы занимаетесь в свободное время?). Шкальные (предполагают ранжирование ответа респондента в соответствии с параметрами определенной шкалы. Оцените свои вокальные данные по пятибалльной шкале).

4.                                 Вопросы-фильтры (предназначены для разделения респондентов. Имеете ли вы музыкальное образование? Если нет, то переходите к вопросу № 5). Наводящие вопросы (позволяют респонденту точнее понять смысл основного вопроса. Например, для ответа на вопрос: «Какая модель автомобиля является для вас самой лучшей?», респонденту предлагается оценить несколько моделей по различным шкалам).

Структура анкеты:

1.      Вводная часть. В ней содержатся указания кто, для чего проводит данный опрос. Обращение к респондентам с просьбой ответить на вопросы. Гарантия анонимности и конфеденциальности.

2.      Основная часть. Состоит из вопросов об исследуемой проблеме.

3.      Заключительная часть, паспортичка. Вопросы, касающиеся респондента: пол, возраст, образование, семейное положение  и т.д.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фотоаппаратуры. Наблюдение может быть:

1.        - не­формализованным (когда отсутствует детальный план наблюде­ния, определены лишь общие черты ситуации);

        - формализован­ным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте);

2.                       - включенным (когда наблюдатель непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми) ;

        - невключенным (исследователь находится вне изучаемого объекта, наблюдает  как бы со стороны).

Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет по- лучить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.

Анализ документов применяется в сочетании с другими мето­дами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы, пресса и др.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов:

качественный анализ, который называют еще традиционным;

количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и из­ложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограни­чение — возможность субъективных смещений информации, обу­словленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа.

Контент-анализ (англ. content analysis — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей  содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непос­редственном (личном) контакте в специально отведенном поме­щении.

На фокус-группу приглашаются люди, как правило, не знако­мые между собой, но объединенные общими интересами, идея­ми и т.д. В ходе исследования анализируются мнения не просто отдельных индивидов, а группы взаимодействующих людей.

Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 ч. Иног­да целесообразно проводить короткие заседания групп (30— 40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп иг­рает роль основного способа разработки новых идей, продолжи­тельность группового обсуждения достигает 6—8 ч.

В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конк-ретной схеме. Весь процесс фокус-группы записывается на видео. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт).

На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные. К количественным относят анкетирование, наблюдение, контент-анализ, эксперимент и др., а к качественным – метод фокус-группы, традиционный анализ документов, неформализованное интервью и др.

Одним из разделов программы является обработка и анализ данных. Он представляет собою крат­кое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных, своеобразный «маршрут» процедуры обработки. Анализ представляет собою своеобраз­ный «венец» длительной, кропотливой работы, именно здесь исследователь может определенно выяснить, насколько верными оказались выдвинутые им в самом начале рабочие гипотезы.

Социологический анализ предназначен для достижения конкретных, за­ранее намеченных целей, установления связей между различными соци­альными явлениями, сформулированных в виде рабочих гипотез. Почти все­гда мы должны заранее знать, чего мы хотим, чего ищем, на какие вопросы желаем получить ответ. Конечно, возможны и случайные открытия, но вряд ли стоит на них рассчитывать. Таким образом, успех анализа в огромной сте­пени зависит от подготовительного периода и во многом закладывается на этапе разработки программы.

Следует отметить, что обрабатывать данные можно как вручную, так и с помощью специальных компьютерных программ SPSS, что, конечно, значительно упрощает задачу.

После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению различают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья — специалистам, а публикация в прессе — широкой публике.

 

Таким образом, социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом исследовании, где выясняются субъективные мнения людей. Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

 



Информация о работе Методология и методика социологического исследования