Методология и методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2. МЕТОД ОПРОСА:
1) АНКЕТИРОВАНИЕ
2) ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
3) ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
4) ИНТЕРВЬЮ
3. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
4. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
5. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии-2012.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

«РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Факультет экономики и менеджмента

 

Кафедра социологии
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Выполнила: студентка III курса

Спец. 080502

Шифр О/З - 408074

Поток 1 Поляк Лидия Анатольевна
Преподаватель: Авдеева Татьяна Ивановна

Оценка:_______________

Дата:_________________

Орехово-Зуево

2011 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                              ВВЕДЕНИЕ

2.              МЕТОД ОПРОСА:

1)     АНКЕТИРОВАНИЕ

2)     ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

3)     ПРЕССОВЫЙ ОПРОС

4)     ИНТЕРВЬЮ

3.              МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

4.              МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

5.              МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

6.              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7.              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 



 

 


 

 

 

 

1.      ВВЕДЕНИЕ

В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.                                          Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества. В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов. По форме фиксации информация делится на: письменные документы (текстовая форма изложения); статистические данные (цифровая форма изложения); иконографическая документация (кино-, фотодокументация); фонетические документы.

А как узнать мнение общества ? Каковы методы сбора социологической информации ?

Цель данной работы - рассмотрение методов сбора социологической информации:

1. метод опроса;

2. метод наблюдения;

3. метод анализа документов;

4. метод эксперимента.

2.      МЕТОД ОПРОСА

 

Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей.

Опрос - это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.

Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной и устной формой общения с респондентами, - анкетирование или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода - широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.

Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

1)     АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование - опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную, индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

Социологическая анкета - это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

По содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента):

      вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения;

      вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей;

      вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя блок социально-демографических вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.

По форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные):

   закрытым вопросом называется тот, в котором заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса - альтернативный и неальтернативный. Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов;

   открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов. Открытые вопросы дают возможность выразить мнение во всей полноте и мельчайших подробностях. Именно при помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.

Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.

По функции (основные и неосновные):

      основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления;

      неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты. Рекомендации по проведению анкетирования. Полевой работник должен быть вежливым, корректным, некатегоричным. В процессе анкетирования он обязан чётко объяснить порядок заполнения анкеты.

Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В соответствии с методикой разработки анкеты используются простые и контактные вопросы, основные и сложные вопросы. Простые и контактные вопросы связаны с адаптацией и направлены на формирование общей положительной установки к опросу. Основные и сложные вопросы направлены на сбор необходимой, связанной с целями исследования информации. В конце анкеты ставятся вопросы, способствующие снятию напряжения. В них предлагается высказывать мнение по теме опроса.

В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Это - «паспортичка», где содержатся вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов.

В нее включаются вопросы следующего содержания: пол, возраст, образование, профессия, должность, семейное положение. В зависимости от задач исследования количество вопросов в «паспортичке» может быть увеличено или уменьшено. Иногда «паспортичка» помещается вначале анкеты. Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение

 

 

 

2)     ПОЧТОВЫЙ ОПРОС

 

Почтовый опрос - разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как эффективный приём сбора первичной информации.

В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении почтовых ответов на них. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. К достоинствам метода относится то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе - в труднодоступных районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе. Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты. Недостатки почтового опроса – неполный возврат анкет.

Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление. Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю. Примерно через 2-3 недели после отправки анкет высылаются напоминания.

3)     ПРЕССОВЫЙ ОПРОС

Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Укажем два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысок возврат анкет. Решающие факторы формирования финальной выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, - это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика временного момента публикации.

 

4)     ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью- вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их. В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы.

Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Оно используется, как правило, при опросе экспертов, специалистов, которые глубоко разбираются в том или ином вопросе.

Для получения одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании.

 

 

В социологии различают три вида интервью:

        Формализованное (в этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной интервьюера. Обычно преобладают закрытые вопросы. В интервью с открытыми вопросами предусмотрена несколько меньшая степень стандартизации поведения респондента и интервьюера).

      Фокусированное (имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, последствий, причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы).

    Свободное (применяется в случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет её конкретное содержание. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Группы опрашиваемых обычно невелики, их ответы фиксируются с максимальной точностью).

На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников.             

Информация о работе Методология и методы социологического исследования