Методология и методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2. МЕТОД ОПРОСА:
1) АНКЕТИРОВАНИЕ
2) ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
3) ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
4) ИНТЕРВЬЮ
3. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
4. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
5. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии-2012.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной - изменяются.

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы. Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

        Определение цели эксперимента;

        Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

        Выделение предмета эксперимента;

        Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

        Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

        Формулировка гипотез и определение задач;

        Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

        Определение метода фиксации результатов;

        Проверка эффективности эксперимента.

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты эксперимента - задача очень сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

 

 

 

 

 

6.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации. Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей. Рассмотренные методы сбора информации в социологии актуальны при проведении исследований в самых разных сферах жизни общества. Часто эти методы используются в совокупности для достижения эффективных результатов.

 

 

 

 

 

 

7.      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.      Волкова Ю.Г. // Учебник Социологии // – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003г.

 

2.      Осипов Г. В. // Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. // – М.: Изд- во НОРМА, 2002г.

 

3.      Гречихин В.Г. // Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие // – М.: МГУ, 1998г.

 

4.      Дружинин Н.К. // Выборочное наблюдение и эксперимент // – М.: Статистика, 1977г.

 

5.      Ядов В.А. // Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // – М.: Добросвет, 2000г.

 

6.      Андреенков В.Г. Маслова О.М. // Методы сбора социологической информации // – М., 1985г. Вып. 1-2.

 

7.      www.wikipedia.ru

 

3

 



Информация о работе Методология и методы социологического исследования