Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:43, контрольная работа
Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.
К основным методам математической статистики, получившим наибольшее распространение в социологии, относятся: статистическая группировка; построение рядов распределения; статистические таблицы; подсчет средних арифметической и геометрической, моды, медианы, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии; определение взаимосвязей двух и более признаков при помощи уравнений регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного и других методов; определение статистических ошибок; проверка статистических гипотез; графические и другие методы.
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…………….3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………………………….7
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании………….14
4. Список используемой литературы…………………………………...…18
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал в г. Барнауле
Контрольная работа
по социологии на тему №28:
Методы анализа эмпирических данных
Студентка |
Федорова Яна Владимировна |
Специальность |
Менеджмент и Маркетинг |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
07ФФД10817 |
Группа |
3Мп-3 |
Преподаватель |
Смехнова Галина Петровна |
Барнаул
2012
Содержание
4. Список используемой литературы…………………………………...…18
1. Подготовка
эмпирических данных к
Эмпирические данные - то есть данные полученные опытным путем, путем перебора или т.п. (не теоретически). Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.
Эмпирические данные
могут представать перед
Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин), измеренных для каждого из изучаемых объектов.
Признак - это некоторое общее для всех объектов качество, конкретные проявления которого могут меняться от объекта к объекту. Примеры признаков - пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своим трудом и т.д. В качестве значений признака "возраст" могут выступать 25 лет, 48 лет, 21 год.
Сами эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы.
Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в компьютер, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.
На начальном этапе производится контроль за качеством заполненных документов, исправление ошибок и отбраковка (выбраковка) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Из всех имеющихся анкет исключаются следующие:
Далее все допущенные к обработке на ЭВМ документы нумеруются, начиная с №1, для контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Обычно, при внесении в компьютер информации для статистической обработки, ответы на вопросы анкеты кодируются числами. Строчные переменные используются достаточно редко, например, для введения ответов на открытые вопросы или фамилий респондентов, если имеется такая возможность и в них есть необходимость, например переменная dj56. Кодирование (перевод информации на формализованный язык обработки данных) — связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результатом обобщения является социологическая информация. Измерительной частью инструмента для оценки социальной информации, собираемой в процессе конкретного социологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) являются шкалы. Обычно в литературе указывается 4 типа шкал: номинальная (наименование), порядковая (ранговая), интервальная и шкала отношений.
Номинальная шкала отражает
дихотомичный ответ («да» или «нет»)
или устанавливает отношения
равенства между объектами, которые
объединяются в одну категорию. Например,
вопрос анкеты: «Ваша профессия» - может включать варианты
ответов: 1-экономист; 2-биолог;3-столяр;4-
Шкала порядка имеет
свойства номинальной шкалы в
сочетании с отношением порядка.
Она позволяет ранжировать
Интервальная шкала более детальна. Она допускает обстоятельную математическую обработку. В социологическом исследовании с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами (возраст, образование, стаж работы и др.).
К шкалам отношений в социологии относится, например, заработная плата, измеряемая в рублях.
От типа шкалы зависят
возможности применения математических
методов обработки и анализа
первичной социологической
Далее производится обобщение
первичной социологической
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.
В ходе исследований социологи собирают большие объемы информации. Чтобы сделать на их основе определенные выводы, необходимо всю информацию сжать, представить в виде небольшого числа обобщающих (статистических) показателей, удобных для дальнейшего анализа. Для решения этой задачи применяются методы математической статистики и ЭВМ. Сводка и группировка первичной информации представляют собой первый этап работы с ней.
Затем наступает этап анализа информации. В общем виде можно назвать следующие типы аналитических задач: описание социальных явлений; поиск причинно-следственных связей; прогнозирование; оптимизация процессов; принятие решений.
К основным методам математической статистики, получившим наибольшее распространение в социологии, относятся: статистическая группировка; построение рядов распределения; статистические таблицы; подсчет средних арифметической и геометрической, моды, медианы, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии; определение взаимосвязей двух и более признаков при помощи уравнений регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного и других методов; определение статистических ошибок; проверка статистических гипотез; графические и другие методы.
Самым начальным этапом является статистическая группировка, которая позволяет распределить единицы изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам. Например, несколько тысяч анкет можно свести к нескольким группам по профессиональному признаку (токари, слесари, плотники, столяры и др.), а затем подсчитать все значения других признаков — как они распределяются по полу, возрасту, образованию, зарплате, удовлетворенности профессией и т.д. Анализ этих признаков в зависимости от профессии позволяет сделать вывод о причинно-следственных связях и др.
Выбор группировочного признака зависит от целей исследования. Социологическая информация может быть сгруппирована по:
При работе с номинальными и ранжированными группами используются приемы математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.
Группировки бывают разных видов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов в систему осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д. Перекрестная (комбинированной) группировка используется, если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), Она может быть структурной, типологической, аналитической — все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Структурная группировка применяется при обобщении опрашиваемых по какому-либо признаку, присущему всей изучаемой совокупности, например, при установлении возрастного состава опрашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы соответствующие типы, тогда осуществляется типологическая группировка. Аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.
В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число, которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Ряд распределения называется вариационным. Например, построим вариационный ряд, отражающий распределение по стажу работы.
Стаж работы (х) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число рабочих (n) |
9 |
16 |
37 |
73 |
102 |
83 |
65 |
56 |
49 |
36 |
Объем совокупности составляет 526 |
Приведенный вариационный ряд можно преобразовать в интервальный вариационный ряд.
Стаж работы (х) |
До 2 |
2-4 |
4-6 |
6-8 |
8-10 |
10 и более |
Число рабочих (n) |
9 |
53 |
180 |
148 |
105 |
31 |
Объем совокупности составляет 526 |
Часто в социологических исследованиях используют динамические ряды (временные ряды, ряды динамики), представляющие собой изменения значения признака по годам (месяцам). Например, можно построить ряд динамики на основе следующих данных:
Год |
1960 |
1970 |
1980 |
1985 |
1986 |
1987 |
Количество кинопосещений |
3611 |
4652 |
4259 |
4100 |
3882 |
3222 |