Методы анализа эмпирических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:43, контрольная работа

Описание

Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.
К основным методам математической статистики, получившим наибольшее распространение в социологии, относятся: статистическая группировка; построение рядов распределения; статистические таблицы; подсчет средних арифметической и геометрической, моды, медианы, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии; определение взаимосвязей двух и более признаков при помощи уравнений регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного и других методов; определение статистических ошибок; проверка статистических гипотез; графические и другие методы.

Содержание

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…………….3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………………………….7
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании………….14
4. Список используемой литературы…………………………………...…18

Работа состоит из  1 файл

социология вар.28.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Как видно, сначала число  кинопосещений росло, затем —  неуклонно снижалось. Динамический ряд не указывает причины событий, однако дает некоторое представление о процессе и побуждает к поиску причинно-следственных связей.

Статистические таблицы  представляют собой группировку  и распределение обследованных  индивидов по двум или более признакам. Один из них является подлежащим, другой — сказуемым. Анализ таблиц дает некоторое представление о причинно-следственных связях, т.е. показывает, как изменение одного признака сопровождается изменениями другого (других). Таблицы (таблицы сопряженности) имеют следующий вид:

 

X

Y

Итого

1

0

1

a

b

a+b

0

c

d

c+d

Итого

a+c

b+d

a+b+c+d


буквы в клетках обозначают соответствующие частоты

Предположим, что мы имеем  два признака признака – пол (1 –  мужчина, 0 – женщина) и курение (1 – курит, 0 – не курит).

Курение

Пол

Итого

м

ж

Курит

80

4

84

Не курит

10

6

16

Итого

90

10

100


Данные таблицы  говорят о том, что в нашей совокупности имеется 90 мужчин, из которых 80 человек курят, и 10 женщин, среди которых 4 человека курящих и т.д.

Ряды распределения  и подсчитанные на их основе средние арифметические величины, а также ряды динамики позволяют описать социальное явление, событие, процесс, но не дают возможности выяснить причины. А вот на основе анализа статистических таблиц можно составить некоторое представление о при чинно-следственных связях, поскольку таблица показывает, как с изменением одного признака изменяется другой.


Ответ на вопрос о причинно-следственных связях дают такие методы математической статистики, как корреляционный, дисперсионный, факторный анализ и др.

Для анализа и наглядного представления полученных данных также используются графические методы — полигоны, гистограммы; секторные, круговые, ленточные и другие диаграммы.

Самый распространенный метод графического представления  одномерных распределений - это гистограмма, или столбиковая диаграмма. Каждый столбик соответствует интервалу значений переменной, причем его середина совмещается с серединой данного интервала. Высота столбика отражает частоту (абсолютную или относительную) попадания наблюдавшихся значений переменной в определенный интервал. Если просто соединить между собой точки, соответствующие абсолютным или относительным частотам (ось ординат) для середин интервалов, мы получим так называемый полигон распределения.

Пусть, например, вопрос в используемой социологом анкете звучит: “Какова Ваша профессия?” и сопровождается 5-ю вариантами ответов, закодированных числами от 1 до 5. Тогда частотное распределение - будет иметь, например, вид:

 

 

Пример одномерной частотной таблицы

Значение признака

1

2

3

4

5

Частота встречаемости (%)

20

15

25

10

30


То же частотное распределение можно выразить по-другому, в виде диаграммы (гистограммы) вида, отраженного на рис. 1 или в виде т.н. полигона распределения, рис.2.

Рис.1. Диаграмма  распределения, рассчитанная на основе таблицы 1.

Рис. 2. Полигон  распределения, рассчитанный на основе таблицы 1.

Еще один популярный способ графического представления - это круговая диаграмма. Каждый сектор круговой диаграммы  представляет дискретную категорию  переменной. Величина сектора пропорциональна частоте категории для данной выборки. На рисунке 3 приведена круговая диаграмма, иллюстрирующая распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вам кажется, жизнь в нашей стране в последнее время становится более безопасной или более безопасной».

Рис.3 Распределение  ответов на вопрос

 

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом  исследовании, который содержит в  себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Какова структура  отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования  к его составлению.

 

Результаты проведенного социологического исследования излагаются в отчетных (итоговых) аналитических документах. Отчет по материалам социологического исследования, выполненного по заказу фирмы или государственной организации, существенно отличается по форме и содержанию от отчета по результатам исследования, выполненного по научному гранту, а также от научной публикации. Именно поэтому далеко не все рекомендации по написанию документов двух последних типов применимы по отношению к отчету заказного исследования; и наоборот, целый ряд требований, обязательных для отчета по итогам прикладного исследования, могут не соблюдаться, или соблюдаться чисто условно, в исследованиях других типов.

Отчет – это вид  коммуникации, в которой одна из сторон передает другой информацию о событиях и фактах, в которых заинтересована принимающая сторона, оплачивающая усилия передающей стороны по сбору и анализу информации. Уже из этого определения становится очевидным отличие делового отчета по материалам заказного исследования от отчетов, подготовленных для научных фондов и от научных публикаций. Научный фонд, вообще говоря, не заинтересован в получении определенной информации; его интересует только распределение денег и соблюдение формальностей, а также одобрение отчета кругом лиц, признанных экспертами в данной отрасли. Эксперты также не всегда заинтересованы в информации, содержащейся в отчете; кроме того, на них зачастую действуют корпоративные интересы, которые могут быть скрыты от Исполнителя. Читатель, даже кровно заинтересованный в информации, содержащейся в научной публикации, не оплачивает из своего кармана (по крайней мере, непосредственно) работу исследователя. В отличие от этого, основной читатель заказного исследования (Заказчик) заинтересован в определенной информации, за получение которой он платит Исполнителю деньги. Этим фактом и определяются требования, предъявляемые к содержанию и структуре отчета прикладного исследования (далее – просто отчет).

• Отчет, по возможности, должен содержать всю интересующую Заказчика информацию по предмету договора. К научной публикации такого требования не предъявляется – автор вправе использовать только ту информацию, которую он считает необходимой.

• Отчет должен содержать  только ту информацию, которая интересует Заказчика, и не включать никакой другой информации. В отличие от этого, в научной публикации не только допустимо, но и желательно указать на новые, не реализованные пока проблемы и направления.

• Все данные, использованные в отчете, должны быть достоверны. Для статистических показателей должна быть дана статистическая оценка их достоверности. Все факты и цитаты должны иметь ссылку на источник. Необходимо помнить, что, согласно ГК РФ, заимствование чужих текстов допускается только в кавычках и с указанием источника. В этом отношении требования к отчету и публикации совпадают.

• Отчет, как и публикация, должен иметь четко выраженную логическую структуру. Оформление отчета должно быть таким, чтобы читатель всегда мог четко представлять, какой именно раздел он читает. Это может достигаться за счет использования колонтитулов и подзаголовков.

• Язык отчета должен быть максимально простым и доступным с тем, чтобы его мог понять не только специалист по социологии, но и Заказчик. Кроме того, текст должен быть доступен любому потенциальному читателю, чье мнение может быть важно для Заказчика и Исполнителя (например, внешнему эксперту или потенциальному Заказчику). В отношении научной публикации это требование также желательно, но не обязательно.

Таким образом, перед  тем, как начинать работу над отчетом, необходимо еще раз обратиться к техническому заданию, с тем, чтобы четко представлять:

• с какой целью  пишется отчет;

• кому он адресован;

• как он должен выглядеть;

• как будут в дальнейшем использоваться содержащиеся в нем  выводы и предложения.

Напомним, что все основные параметры отчета должны быть определены в техническом задании: его объем, структура, количество и качество иллюстраций, содержание приложений. Объем и структура отчета могут варьировать в зависимости от целей исследования, объема собранного эмпирического материала, потребностей Заказчика. Объем отчета зависит, прежде всего, от типа исследования. Отчеты по итогам фундаментальных исследований нередко составляют несколько томов. Так, опубликованный отчет фундаментального исследования «Американский солдат во время второй мировой войны» включал 6 томов объемом более 1000 страниц формата А4 каждый. Отчеты по результатам исследований академических институтов нередко умещались в 2-3 томах.

Результаты прикладных исследований излагаются в более  скромных объемах. Обычно это 2-3 авторских листа1 плюс приложения (таблицы, инструментарий и т.д.). Однако представитель Заказчика, принимающий отчет и подписывающий документы, далеко не всегда имеет возможность прочитать весь его текст. Поэтому иногда исследователи, наряду с полным отчетом, подготавливают его краткую версию, объемом от 3-5 до 10-15 страниц. Краткий отчет включает основные характеристики и выводы исследования, а также важнейшие рекомендации. Такой отчет содержит больше информации, чем резюме. Руководитель фирмы – заказчика знакомится именно с ним, поручая своим сотрудникам подробно ознакомиться с текстом основного отчета. Полные отчеты по итогам краткосрочных оперативных исследований обычно включают от 0,5 до 1 листа авторского текста.

Структура отчета также  варьирует в зависимости от ряда обстоятельств. Наиболее важные разделы, которые обычно составляют структуру отчета приведены ниже. В небольших отчетах некоторые второстепенные разделы могут быть опущены.

Основные элементы отчета

Вводная часть:

1. Титульный лист

2.Аннотация

3. Содержание

4. Список таблиц и  рисунков

5.Благодарности

6.Резюме

Основная часть

1.Введение

2.Изложение результатов  и их анализ

3. Заключение и рекомендации

Приложение

1.Сноски и библиография

2. Дополнительные материалы

3. Тематический и именной  указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Социология: Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н.з-е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  2. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Ядов В.А. – М.: Добросвет, 2000
  3. Социология XX века. Капитонов. Э.А. , издательство «Феникс»- 1996
  4. Основы прикладной социологии. Смехнова Г.П. -М.:Вузовский учебник, 2008

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:6102




Информация о работе Методы анализа эмпирических данных