Методы изучения общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
Общественное мнение может формироваться, как стихийно так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1.Функции общественного мнения………………………………………………..5
2.Методы изучения общественного мнения……………………………………...7
3. Документальные источники…………………………………………………...12
4.Оценка метода документального анализа……………………………………..14
5.Опросы…………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………...………………………19
Список использованной литературы……………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4

1.Функции общественного мнения………………………………………………..5

2.Методы изучения общественного мнения……………………………………...7

3. Документальные источники…………………………………………………...12

4.Оценка метода документального анализа……………………………………..14

5.Опросы…………………………………………………………………………...14

Заключение………………………………………………...………………………19

Список использованной литературы……………………………………………..21  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 

Введение

    Значение  общественного мнения в жизни  любого общества является чрезвычайно  важным. Общественное мнение - это некий  общественный позитив, регулирующий отношения  между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций1.  Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

    Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

   Общественное мнение  может формироваться, как стихийно  так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного  мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

    Все это говорит о том, что эта  тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается вопрос что  такое общественное мнение, что влияет на общественное мнение, общественное настроение.

 

 

            1. Функции общественного мнения.   

Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

      Дело  в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

     Ядром PR работы является воздействие  на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:

1) убедить  людей изменить свое мнение  по какому-либо вопросу, продукту или организации;

2) сформировать  общественное мнение, когда его  нет;

3) усилить  уже существующее мнение общественности;

     Общественное  мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

     Общественное  мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.

     Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием  буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы  жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов.

     Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

     В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

     Работа  организаций, - как крупных, так и  небольших в области общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:

1) общественное  мнение меняется – недостаточно его однократно сформировать, с ним  надо работать постоянно;

2) потенциальная направленность  поведения общественности определяется  реальностями действительности;

3) не существует единой  и унифицированной широкой общественности, в работе с ней - влияние на общественное мнение должно ориентироваться на конкретные группы, или сегменты общественности;

4) общественное  мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами;

5) мнение  общественности определяется её  интересами. 
 

 

2. Методы изучения общественного  мнения.

     Существует  три основных класса методов сбора социологической информации:

1) Прямое  наблюдение

2) Анализ  документов

3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос 

Прямое  наблюдение

     Под наблюдением в социологии подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем.

     Наблюдение  может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

     Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено  плану и ведется без определенно  разработанной системы. Научное  наблюдение отличается тем, что:

а) Оно  подчинено ясной исследовательской  цели и четко сформулированным задачам.

б) Научное  наблюдение планируется по заранее  обдуманной процедуре.

в) Все  данные наблюдения фиксируются в  протоколах или дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем  научного наблюдения, должна поддаваться  контролю на обоснованность и устойчивость.      

Наблюдение  классифицируется:

1) По  степени формализованности выделяют  неконтролируемое (или нестандартизованное,  бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2)В  зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или  включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри". В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны", не вмешиваясь в события.     

В обоих случаях наблюдение может  производиться открыто или инкогнито.     

Одна  из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие  исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3)По  условиям организации наблюдения  делятся на полевые (наблюдения  в естественных условиях) и на  лабораторные (в экспериментальной ситуации).     

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать? ”, “Как наблюдать? ” и “Как вести записи? ”. Постараемся  найти на них ответы.      

На  первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.     

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по примерному плану, применяют  простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

1) Общая  характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как:  сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2)Попытка  определить типичность наблюдаемого  объекта в данной ситуации, относительно  других объектов и ситуаций; экологическая  Среда, область жизнедеятельности,  общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

3)Субъекты  или участники социальных событий.  В зависимости от общей задачи  наблюдения их можно классифицировать:

    • по демографическим  и социальным признакам;
    • по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга);
    • относительно  статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива);
    • по официальным  функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают);
    • по неофициальным  отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет).

4) Цель  деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

5) Структура  деятельности со стороны: внешних  побуждений (стимулы), внутренних осознанных  намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).

6)Регулярность  и частота наблюдаемых событий:  по ряду указанных выше параметров  и по типичным ситуациям, которые  ими описываются. 

     Наблюдение  по такому плану позволяет более  хорошо разобраться в объекте  наблюдения. По  собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются. Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

     Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий.

     Наблюдение  большой аудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции по подготовке протокола  регистрации данных.

     Следует ли наблюдателю вмешиваться в  наблюдаемый процесс?

     Преимущества  наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

     Пути  повышения надежности данных при  наблюдении.

     Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие  правила: 

а) Максимально  дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

Информация о работе Методы изучения общественного мнения