Методы изучения общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
Общественное мнение может формироваться, как стихийно так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1.Функции общественного мнения………………………………………………..5
2.Методы изучения общественного мнения……………………………………...7
3. Документальные источники…………………………………………………...12
4.Оценка метода документального анализа……………………………………..14
5.Опросы…………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………...………………………19
Список использованной литературы……………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)

Это состояние  массового сознания, заключающее  в себе отношение (скрытое или  явное) к общественным событиям, к  деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию  одобрения или осуждения по тем  или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп  и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует  как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного  мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических  институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах  органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения  и др.

В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода "синдром четвертой власти", который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при  этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими  и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.

В то же время  для формирования общественного  мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно  существование не только разнообразных  источников информации, но и условий  доступа к ним. В Конституции  Российской Федерации (ст.29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права  на информацию, в частности доступа  к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.

В силу особенностей отечественного экономического и политического  развития в России монополия на оперативное  распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению  и радио. Однако она уже не столь  безусловна и не носит исключительного  характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые  учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы  ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям  для абсолютного большинства  населения все больше становится телевизор.

В поле зрения общественного мнения как правило  попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности  сейчас живущих людей. Общественное мнение может формироваться как  стихийно, так и целенаправленно.

В данной работе мы рассмотрели понятие "общественное мнение", функции и методы изучения общественного мнения, и перспективы  становления общественного мнения в России в качестве института  гражданского общества.

Список использованной литературы.

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 1997
  2. Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1994. - 134 с.
  3. Липпман У. Общественное мнение - М., 2004. - С.10
  4. Методика изучения общественного мнения: Сб. науч. трудов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 91 с.
  5. Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии", Москва, 2005 год.
  6. Основы социологии. М., 1993, с.130.
  7. Социология в России. М., 1996, с.515-540.
  8. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение - М.: 1996 с. 19-21.
  9. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год.

Информация о работе Методы изучения общественного мнения