Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 02:55, реферат

Описание

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.

Содержание

ПЛАН. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ВЫБОРКА. 4
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ. 7
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ. 8
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ. 9
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. 10
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ. 10
МЕТОД ОПРОСА. 12
АНКЕТИРОВАНИЕ. 13
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. 15
НАБЛЮДЕНИЕ. 17
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. 18
ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОТБОРА ГРУПП. 19
ПЛАНИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Работа состоит из  1 файл

методы сбора социалогической информации.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

      Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.

Критерии  отбора документов для  изучения.

 

    Самостоятельные этапы анализа документов – отбор  источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований. 

      В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является

«внешнее» и «внутреннее» исследование документов. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Методы  анализа документов.

 

      Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему. 

      Качественный  анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов. 

      Стремление  в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к появлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа). 

      При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом. 

      Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации. 

          Плодотворным оказывается  при анализе текстов проблемный подход. В этом случае весь текст рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть ряд субъектов и отношения между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют её субъекты, цели и мотивы поступков, совершаемых ими; обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность – это тоже вид деятельности); объект её направления.   

    Анализ  документальной информации имеет ряд  преимуществ по сравнению с другими методами:

1. Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2. Эта информация носит объективный характер. 

    Но  при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством информации, получаемой при данном анализе:

    а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;

    б) часть этой информации устаревает;

    в) цели создания документов чаще всего  не совпадают с теми задачами, которые  решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

    г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Метод опроса.

 

    Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

      Специфика метода состоит прежде всего в  том, что при его использовании  источником первичной социологической информации является человек, респондент – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. 

      Каждый  вариант опроса представляет собой  одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса. 

      Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей природе информацию. 

      Однако  всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Анкетирование.

 

      Наиболее  распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. 

      Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). 

Правила группового анкетирования. 

  1.  Представиться;
  2. Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой;
  3. Пояснить гарантии анонимности;
  4. Ответить на вопросы;
  5. Не навязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг другу);
  6. Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей;
  7. Оказывать помощь в заполнении анкеты;

8. Организовать  сбор и косвенный контроль  качества заполнения анкет. 

      При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail). 

          Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. 

Правила  построения вопросов 

    1. вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его  (изучение социологии расширяет кругозор человека?:  Да, Нет, Не знаю);

    2. вопрос не должен дискриминировать  респондента или его возможную  позицию (человек не знающий  социологию не может считаться культурным.  А Ваше мнение?: Да, Нет, Не знаю);

    3. вопросы должны формулироваться  с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентам (за исключением вопросов - «ловушек»);

    4. количество вариантов ответов  не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого;

    5. вопрос  и предлагаемые варианты  ответов должны логически соответствовать друг другу (как часто Вы смотрите передачи? - по радио, - телевидению, - в газетах и журналах). 

      При составлении анкет необходимо  учитывать, что вопрос должен  быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

      Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). 

      Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.). 

      Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. 

      Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. 

      Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы  анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. 

      Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Интервьюирование.

 

      При интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. 

      Рассмотрим  особенности различных  организационных  форм интервью. 

      Интервью  по месту работы, занятий, то есть в  служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами. 

      Интервью  по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. 

Информация о работе Методы сбора социологической информации