Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 02:55, реферат

Описание

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.

Содержание

ПЛАН. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ВЫБОРКА. 4
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ. 7
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ. 8
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ. 9
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. 10
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ. 10
МЕТОД ОПРОСА. 12
АНКЕТИРОВАНИЕ. 13
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. 15
НАБЛЮДЕНИЕ. 17
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. 18
ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОТБОРА ГРУПП. 19
ПЛАНИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Работа состоит из  1 файл

методы сбора социалогической информации.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

      В прикладной социологии различают три  вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. 

      Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. 

      Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. 

      Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Наблюдение.

 
 

    В социологическом исследовании под  наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы. 

    В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

  Метод эксперимента.

 

      К числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.  

      Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого но проводиться часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. 

      В эксперименте исследователь имеет  достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента. 

      Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. 

      Успех эксперимента в огромной степени  зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента: 

   
  1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;

    2. изменение контрольных характеристик  должно зависеть от тех характеристик  экспериментальной группы, которые  вводятся или изменяются самим исследователем;

    3. на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но  потенциально способны изменить её состояние.

      Виды  эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп.

 

      Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез. 

      По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые» и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

      По  логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты: 

    1. Линейный эксперимент отличается  тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

    2. В параллельном эксперименте  одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. 

      Метод попарного отбора используется преимущественно  в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. 

      В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. 

      Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы. 

      Планирование  и логика осуществления эксперимента.

 

    Подготовка  и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов: 

  1. Определение цели эксперимента;
  2. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
  3. Выделение предмета эксперимента;
  4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  6. Формулировка гипотез и определение задач;
  7. Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  8. Определение метода фиксации результатов;
  9. Проверка эффективности эксперимента.

Заключение.

 
 

    Каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они ещё  не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить  гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, её необходимо путём обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

 
  1. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций.- 3-е изд., перераб. И дополн. – М.:Центр, 2000.
  2. Как провести социологическое исследование/ Под ред.   Горшков М.К., Шереги Ф.Э. - М.: Политиздат, 1990.
  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, разъяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

        

      
 
 
 
 
 
 

     

      
 

   

Информация о работе Методы сбора социологической информации