Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 02:55, реферат
После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.
ПЛАН. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ВЫБОРКА. 4
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ. 7
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ. 8
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ. 9
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. 10
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ. 10
МЕТОД ОПРОСА. 12
АНКЕТИРОВАНИЕ. 13
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. 15
НАБЛЮДЕНИЕ. 17
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. 18
ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОТБОРА ГРУПП. 19
ПЛАНИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23
В
прикладной социологии различают три
вида интервью: формализованное, фокусированное
и свободное.
Формализованное
интервью - самая распространенная
разновидность интервьюирования. В этом
случае общение интервьюера и респондента
строго регламентировано детально разработанными
вопросником и инструкцией, предназначенной
для интервьюера. При использовании этого
вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться
формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное
интервью - следующая ступень, ведущая
к уменьшению стандартизации поведения
интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет
своей целью сбор мнений, оценок по поводу
конкретной ситуации, явления, его последствии
или причин. Респондентов в этом виде интервью
заранее знакомят с предметом беседы.
Предварительно заготавливают и вопросы
для такого интервью, причем их перечень
для интервьюера обязателен: он может
менять их последовательность и формулировки,
но по каждому вопросу должен получить
информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
В
социологическом исследовании под
наблюдением понимается метод сбора первичных
эмпирических данных, который заключается
в преднамеренном, целенаправленном, систематическом
непосредственном восприятии и регистрации
социальных фактов, подвергающихся контролю
и проверке. Главным преимуществом непосредственного
наблюдения является то, что оно позволяет
фиксировать события и элементы человеческого
поведения в момент их совершения, в то
время как другие методы сбора первичных
данных основываются на предварительных
или ретроспективных
суждениях индивидов. Другим важным
достоинством этого метода является то,
что исследователь в определенной степени
не зависит от объекта своего исследования,
он может собирать факты независимо от
желания индивидов или группы говорить
или от их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.
К
числу самых своеобразных и трудно
осваиваемых методов сбора социологической
информации относится эксперимент. Уже
одно название этого метода, имеющего
весьма громкое звучание, завораживает
и вызывает особое уважение.
Эксперимент
лучше всего проводить в
В
эксперименте исследователь имеет
достаточно большую свободу выбора
экспериментальных групп, хотя и обязан
придерживаться определённых критериев
их выбора. В качестве критериев выступают
прежде всего характеристики самого объекта,
устойчивость или изменение которых предусмотрено
требованиями и условиями эксперимента.
Общая
логика эксперимента состоит в том, чтобы
при помощи выборе некоторой экспериментальной
группы (или групп) и помещения её в необычную
(экспериментальную) ситуацию (под воздействие
определённого фактора) проследить направление,
величину и устойчивость изменения интересующих
исследователя характеристик, которые
могут быть названы контрольными.
Успех
эксперимента в огромной степени
зависит от создания соответствующих
условий. Здесь следует иметь в виду, как
минимум, три момента:
2.
изменение контрольных
3. на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить её состояние.
Эксперименты различаются как по характеру
экспериментальной ситуации, так и по
логической структуре доказательства
гипотез.
По
характеру экспериментальной
По
логической структуре доказательства
гипотез различают линейный и параллельный
эксперименты:
1.
Линейный эксперимент
2.
В параллельном эксперименте
одновременно участвуют две
Метод
попарного отбора используется преимущественно
в параллельном эксперименте. Суть
его заключается в следующем.
Из генеральной совокупности выбираются
две группы таким образом, чтобы они были
идентичны по нейтральным и контрольным,
но различались по факторным характеристикам.
После этого для обеих групп одинаковые
условия, а через некоторое время замеряется
эффект эксперимента путём фиксации и
сравнения параметров контрольных признаков
в обеих группах.
В
линейном и в параллельном эксперименте
можно использовать метод структурной
модификации. В этом случае в линейном
эксперименте группа отбирается так, чтобы
она представляла собой микромодель генеральной
совокупности по нейтральным и контрольным
характеристикам.
Метод
случайного отбора идентичен ранее рассмотренным
методам вероятностной выборки с заранее
заданным объёмом. Как правило, его используют
в полевых экспериментах при большой (до
нескольких сот) численности экспериментальной
группы.
Подготовка
и проведение эксперимента предполагают
последовательное решение ряда вопросов:
Каким
бы методом социологические данные
добыты ни были, сами по себе они ещё
не позволяют сделать обобщённые
выводы, выявить тенденции, проверить
гипотезы – одним словом, решить задачи,
поставленные в программе исследования.
Для того чтобы полученная первичная информация
начала давать реальные результаты, её
необходимо путём обработки превратить
в соответствующий вид, а далее обобщить,
проанализировать и научно проинтерпретировать.