Межэтнические семейно-брачные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:45, реферат

Описание

Межэтническая семья - это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. В ней на микросоциальном уровне прослеживаются разные культурные особенности этногрупп.

Содержание

Введение
1. Межэтническая семья,как объект и предмет исследования
2. Особенности воспитания в межэтнических семьях
3. Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по этносоциологии на тему межэтнических браков.docx

— 34.92 Кб (Скачать документ)

Вышеперечисленные вопросы разрешить достаточно сложно. Поскольку многое, что происходит в сознании агента им самим не рефлексируется, не осознается. Достаточно затруднительным представляется выбор метода исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности воспитания в межэтнических семьях
 

Различные этносы, проживающие на одной территории, в схожих природно-климатических  условиях, будут одинаково задействованы  в производственной деятельности, иметь  схожие цели и способы их достижения. Все это приводит к более тесным контактам, которые способны формировать  как положительный (доверие, взаимовыручка, совместное воспитание молодого поколения), так и отрицательный (межэтнические  конфликты, нетерпимость) результат. Соответственно, на территории многонационального государства  закономерным будет появление межнациональных  браков.

Но выбор  партнера той или иной национальности для создания семьи может определяться рядом других факторов. Наиболее характерным  и общественно одобряемым будут  являться браки с представителями  близких этнокультурных систем, например русские - украинцы, чеченцы - ингуши и  т.д. Т.к. здесь будет вступать во взаимосвязь с территориальным  фактором хозяйственно-бытовой. «Чем существеннее межэтнические различия в бытовой  поведенческой культуре, тем реже заключаются межэтнические браки. И наоборот, чем больше сходства, тем чаще они заключаются», тем  стабильнее и сплоченнее семья.

Семьи с  партнерами, близкими по этнокультурным характеристикам, но разные по национальности (этничности) будут наблюдаться чаще, чем семьи второго типа. Например, донские армяне, как отмечает Хастян А.А., проявляют «высокий уровень открытости к межэтнической брачности для собственных детей армянского населения Ростовской области». Здесь помимо территориального фактора начинает действовать и экономический, религиозный, культурный. Ведь именно такие браки позволяют армянам наиболее успешно интегрироваться в социокультурное пространство северокавказского региона. Так из 651 национально смешанной супружеской пары, проживающей в 6 селах района, 400 (61,9 %) браков были армяно-армянскими, 90 (13,9 %) браков были армяно-русскими, 90 (13,9 %) - русско-армянскими, 43 (6,7 %) - армяно-украинскими, 12 (1,8 %) - украинско-армянскими, остальные сочетания встречались намного реже. Эти цифры являются показателем частотности как моно- так и межэтничных браков. Но и такие семьи в силу принадлежности супругов к разным этнокультурным системам, а также под действием внешних факторов могут распадаться. 

Политика  государства самым непосредственным образом может влиять как на стабильность, так и на создание межэтнических  семей. В современных этнополитических и этнокультурных условиях, например, Северного Кавказа смешанные  семьи оказались лишены социальной основы для своего образования, т.к. с идеологической либерализацией и  переориентацией на этнические ценности они стали отторгаться данным обществом. Идеалом семейно-брачных  отношений у народов Северного  Кавказа являются моноэтническая и  моноконфессиональная семья. В создавшихся условиях мотивационной стороной процесса создания этнически смешанных семей, являются, в большинстве случаев, личные предпочтения, основанные на эмоциональной привязанности брачных партнеров. Т.о. если политика государства направлена на консолидацию или оптимизацию межэтнических отношений, то межэтнические семьи будут такой минимальной единицей, благодаря которой возможно добиться желаемого результата. В случае направленности политической деятельности на этническую обособленность, что и происходит на Северном Кавказе, ввиду действий этнической элиты, существование межэтнических семей практически невозможно. Г.С. Денисова отмечает, что «на первый взгляд национальная политика постсоветской России наиболее демократична и соответствует норме обеспечения гражданских прав независимо от этнической принадлежности. Но в реальной действительности она во многом спровоцировала межэтническую напряженность и конфликты, а также активное изменение этнического состава населения на территориях межэтнического контакта». Такая политика государства соответственно вызвало значительное снижение межэтнических браков, а также их резкое неприятие. Следствием этого стало либо распад межэтнической семьи, либо острая необходимость покинуть ей свое место жительства, т.к здесь проявляют свое влияние уже не только политический, но и этнический, культурный и др. факторы.

Для русского этноса характерной чертой является общительность, что во многом обусловлено  той религией, которая наиболее распространена среди данного этноса. Так, сама религия  изначально задает определенный тон  в общении с «другими». В данном случае это любовь к ближнему своему, сопереживание, доброта, помощь, милосердие, признание у другой религии своих  особенностей и т.д. Все это способствует открытому контакту с представителями  других национальностей. Таким образом, представитель христианской религии, по-видимому, в большей степени  готов к совместному проживанию, деятельности и т.д., чем представители, скажем, мусульманской религии, которая  распространена среди этносов Северного  Кавказа. 

Для представителей ислама наиболее характерной является установка на взаимодействие с представителями  своей религии, т.е. своего рода замкнутость, что является преградой для беспрепятственного общения с другими, инаковерующими. «Коран вселяет в них (чеченцев) непримиримую вражду к иноверцам; соплеменные  галгаи, оставшиеся в язычестве, как некоторые осетины, делаются их религиозными врагами. До того дружественные, русские и чеченцы начинают неприязненные друг против друга действия» - [цит. по Лаудаеву У. Чеченское племя. С.29-30]. Так характерной особенностью межэтнических браков на Северном Кавказе являются «этнический и религиозный факторы, препятствующие развитию межэтнической брачности, несмотря на большую концентрацию здесь народов различной национальности. Влияние ислама препятствовало появлению браков с представителями других вероисповеданий.

Таким образом, эндогамность народов Северного Кавказа уходит своими корнями как в религию, так и в исторические особенности развития кавказских этносов, обусловленные реалиями специфики организации жизнедеятельности этих народов» Таким образом, на СК межэтнические браки между различными этносами не приветствовались и тем более не принимались ближайшим этническим окружением, если кто-то из членов семьи исповедовал иную религию. Следовательно, межэтнические браки второго типа в таких условиях были нечасты, нестабильны, неодобряемы.

В законодательстве РФ (для его субъектов) нет ограничений  для вступления в брак лиц разных национальностей. Но в действительности начинает вступать в силу и другие (этнический, конфессиональный, экономический и т.д.) факторы, регулирующие семейно-брачные отношения. Так, например, для представителей Северо-Кавказского региона является вполне приемлемым выбор своему потомству, еще в младенческом возрасте, семейной пары из представителей своей национальности, желательно знатного рода, исповедующего мусульманскую религию. Т.е. эмоциональной связи между будущими супругами не происходит, а существует заведомая определенность. Во время же вступления в брак заранее выбранных пар за невесту принято платить так называемый калым, что не предусмотрено российским законодательством. Соответственно, межэтническая семья первого типа будет наиболее частой, стабильной и устойчивой по сравнению с др. Т.к. вступление в брак (русский - ингуш) по модели межэтнической семьи второго типа вызовет определенные противоречия и некоторую напряженность между супругами и их родственниками, в силу действия традиции, экономической организации семейного бюджета и т.д. Ведь Российское законодательство предусматривает оформление семейных отношений, закрепление за супругами определенных прав и обязанностей, а также их равноправие, что противоречит северокавказской традиции. Дударов в своем исследовании молодого поколения ингушей замечает, что «55% опрошенных ингушей, отметивших несовпадение законов РФ с традициями своего народа в большей части своей лишь указали на сам собой разумеющийся факт: правовые принципы функционирования столь разных социальных явлений, как ингушский этнос и РФ, не могут совпадать в принципе».

Несмотря  на то, что население Северного  Кавказа довольно пестрое в национальном отношении, межэтнические браки  в автономиях Северного Кавказа  составляют меньшую долю среди автономных республик России. В республиках  Северного Кавказа высокая концентрация коренных народов, которые отличаются этнокультурной близостью. Но, несмотря на это межэтнические браки еще  в начале 60-х годов были редки  и не превышали 2 - 2,5%. В дальнейшем этот процент увеличился, но с 80-х  годов начался процесс снижения численности межэтнических браков, который продолжается по сей день. «Наблюдается резкое неприятие семей смешанного типа северокавказским обществом. Обращает на себя внимание тот факт, что на протяжении веков на территории Северного Кавказа компактно проживают несколько десятков народов, сохраняющих свою этническую целостность. Наряду с увеличением численности этнически смешанных семей в Северо-Кавказском регионе в СССР, традиционная культура народов Северного Кавказа не утратила своей самобытности. Причиной этому является то, что, ценностно-нормативная система народов Северного Кавказа ориентирована на сохранение этнической целостности посредством возврата к прежним традиционным ценностям, стереотипам, установкам». Следовательно, если в таких условиях и создается межэтническая семья, то под влиянием доминирующего этноса, она ассимилируется с ним либо распадается вообще. Т.е. в такой семье различные этнокультурные особенности партнеров не имеют право на равноправное существование, что приводит к ущемлению по этническому признаку одного из супругов.

Семья и  семейный быт народов Северного  Кавказа при всей их этнической специфичности  отличаются многими этнокультурными  чертами, что особенно заметно проявляется  во внутрисемейных отношениях. «Для всех коренных этносов Северного Кавказа  характерно четко регламентированное и похожее распределение ролей в семье, именно поэтому межэтнические браки между представителями коренных этносов Северного Кавказа более стабильны и конфликты в семье не связаны, как правило, с противоречиями ролевого взаимодействия».

Можно констатировать тот факт, что наиболее конфликтными из межэтнических семей считаются  семьи, в которых один из супругов является представителем коренного  населения Северного Кавказа, а  другой - русский, родившийся в России, не прошедший стадию межэтнической  социализации на Северном Кавказе. Это  обстоятельство подчеркивают ряд исследователей, занимающихся проблемами внутрисемейной адаптации межэтнических семей. Объясняется такой факт доминированием культуры мужчины, что обусловлено  маскулинностью культур народов Северного Кавказа, и русскому супругу приходится адаптироваться к новым этнокультурным условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В истории  отечественных исследований в этносоциологии достаточно важное место занимали работы посвященных исследованию межэтнических браков. Причин подобного интереса несколько: одна из них заключается в том, что достигалась достаточно простая репрезентативность, поскольку в записях актов о браке в загсе существовала графа «национальность», другая причина заключается в том, что подобные исследования позволяли достаточно результативно воздействовать на объект исследования не напрямую, но косвенно.

В Советском  Союзе большое количество межэтнических  браков трактовалось как рост дружественных  отношений между этносами, что  наверняка так и было в какой-то степени.

Однако трактовать этот феномен только подобным образом  было бы не совсем корректно. Именно для  этого необходимо рассмотреть некоторые  теоретические аспекты изучения межэтнических браков.

Основанием  для рассмотрения процессов происходящих в межэтнических браках может  служить уже описанное разделение теоретических направлений в  этносоциологии, имеется в виду конструктивизм и примордиализм.

Итак, межэтническая  семья - это характерное явление  в полиэтничном государстве. И от факторов влияния, которые проявляются как на микро- так и на макроуровне во многом зависит появление, стабильность и сплоченность такой семьи.

Изучение  межэтнических семей продиктовано необходимостью создать позитивное межэтническое общение, которое  способствует развитию таких положительных  качеств, как толерантность, интернационализм, гражданственность, взаимопонимание  и др. 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

  1. Айларова С.А. На пути к российской государственности (русско-чеченские отношения в устье У. Лаудаева «Чеченское племя»). // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки №4, 2003.

2. Айларова С.А. На пути к российской государственности (русско-чеченские отношения в устье У. Лаудаева «Чеченское племя»). // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки №4, 2003.

3. Приложение, стр.47-53. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.6. Тифлис, 1872.

4. Верещагина  А.В. Этнически смешанные семьи  на Северном Кавказе: образование  и межэтническая адаптация. Диссерт. на соиск. уч. степени канд.социолог.наук. Ростов-на-Дону, 2003.

Информация о работе Межэтнические семейно-брачные отношения