Мода как феномен массовой психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:04, реферат

Описание

Мода – от лат. modus - мера, правило, образ. Она представляет собой неоднозначный и крайне интересный социально-психологический, а также культурный феномен. При этом, к огромному сожалению, мода в большинстве случаев ассоциируется исключительно с изменениями в одежде, а также в предметах быта. В этих случая теряется её крайне важное социальное значение. На самом деле для моды не существует границ: она проникает в искусство, науку, политику, и даже в идеологию. Это понятие известно еще с древности, но в своем современном понимании

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Мода - психологическое явление масс……...……………………....................4
Определение моды……………………….........................................4
Мода как феномен массовой психологии…………………………7
Влияние моды на психологию масс ……………………………...11
1.4. Психологические механизмы моды ……………………………...14
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………....................18

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический  университет

Факультет дистанционного образования

 

Контрольная работа

по

дисциплине «Психология массовых коммуникаций»

 

Тема:

«Мода как феномен  массовой психологии»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                       студентка группы ДГ-000

                                                                                                       Тархова Кристина Олеговна

                              

                                                                                                      Проверила: Захарова А.В.

 

 

 

                                                            Новосибирск – 2012

                                                      Содержание

 

    Введение………………………………………………………………………3

  1. Мода - психологическое явление масс……...……………………....................4
    1. Определение моды……………………….........................................4
    2. Мода как феномен массовой психологии…………………………7
    3. Влияние моды на психологию масс ……………………………...11

        1.4. Психологические механизмы моды ……………………………...14

Заключение…………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………....................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Мода – от лат. modus - мера, правило, образ. Она представляет собой неоднозначный и крайне интересный социально-психологический, а также культурный феномен. При этом, к огромному сожалению, мода в большинстве случаев ассоциируется  исключительно с изменениями в одежде, а также в предметах быта. В этих случая теряется её крайне важное социальное значение. На самом деле для моды  не существует границ: она  проникает в искусство, науку, политику, и даже в идеологию. Это понятие известно  еще с древности, но в своем современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Мода является одним из наиболее актуальных для изучения феноменов современного общества. Мода выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время.

             В данной работе меня интересует мода, прежде всего как психологический феномен — безотносительно к тому, на что именно она распространяется. Я хочу рассмотреть влияние моды на психологию масс и её механизмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мода - психологическое явление масс

 

1.1. Определение  понятия «мода»

 

             Мода  – это психологическое явление, процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности.

В самом широком смысле слова мода определяется как «существующие  в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры». [1] Однако существует мода и как отношение к внутренним формам культуры — идеям, воззрениям. Кроме того, при подобном подходе (как, впрочем, и при большинстве других аналогичных походов) акцент делается на конкретность и изменчивость моды, ее обязательную связь с определенными периодами и этапами развития общества.

 

Российский социолог А.Б. Гофман в структуре моды выделяет два основных компонента:

  • модные стандарты;
  • модные объекты.

Модные стандарты — это разновидность культурных образцов, т.е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре. Модные стандарты могут быть как чисто поведенческими актами, следующими определённой моде (к примеру, танцы), так и моделями поведения, предполагающими использование модных объектов (ношение модной одежды, обладание модным авто и т.д.).

 

Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде». В их числе: одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.д. Так, одежда, популярная музыка в большей степени подвержены моде, в то время как пища, жилище — в значительно меньшей. Так же стоит заметить, что если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена воздействию моды.

Мода — это своего рода именно мера уникального и привычного, старого и нового. Это, безусловно, и способ быть соответствующим чему-то общепринятому. Из всего сказанного следует, что само понятие «мода» никогда точно не определялось с эстетической точки зрения, хотя именно к ней, по наиболее распространенному мнению, наиболее близка мода, связываемая с модной одеждой. Ближе всего это понятие оказывается к социальной психологии, к тем ее разделам, которые связаны с массовым поведением и массовой психологией. Не случайно Б. Д. Парыгин определял моду именно как особое социально-психологическое явление. Он писал: «Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.» (Парыгин, 1969).

Мода становится средством  достижения социального признания, составной частью образа Я, мотивацией в конструировании собственной  идентичности. Образ Я делится на внутреннее и внешнее. Костюм и аксессуары, манера держаться и речь - конструируемое внешнее, но моде подвластно и создание внутреннего образа Я. Запах - неповторимое выражение индивидуальности человека. С развитием парфюмерии становится очевидным изменение взгляда на индивидуальность человека. Современность характеризуется обилием информации, сейчас всего стало слишком много, и чтобы быть модным, нужно успевать ориентироваться в этом разнообразии. «В области моды только глупцы никогда не меняют своих взглядов»,- говорила Коко Шанель, одна из первых создавшая свой Дом Высокой Моды и марку класса люкс. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мода как феномен массовой психологии

 

      Прилагательное "массовый" сегодня весьма часто встречается в словаре

социальных наук. Мы говорим  о "массовом производстве", "массовом пот-

реблении", "массовых движениях", "массовых организациях", "массовом

сознании", "массовой коммуникации" и т.д. В XX столетии массовость ста-

ла неотъемлемой чертой многих социальных процессов, она прослеживает-

ся в самых различных областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Таким образом, разобрав основные определения понятия моды, имеет смысл рассматривать ее с точки зрения массовой психологии, потому что так можно объяснить, почему столько людей, стремятся одинаково одеваться, вести одинаковый образ жизни и т.д.

В основе моды лежит не постоянный, не единый, а переменчивый и множественный механизм. Этот механизм, состоящий из нескольких компонентов, обеспечивает особую динамику моды, быстро делает нечто модным, одновременно превращая что-то предшествующее в явно немодное.

     Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть моду, когда она становится массовой. Это же происходит только тогда, когда она захватывает и охватывает всех или значительную часть людей, формируя особые общности. Впрочем, как раз вскоре после этого она исчезает или меняется — модным быстро становится нечто совсем иное, уже опять не массовое, а уникальное. То же, что еще недавно было модным, становится рутинным, обыденным, привычным и повседневным.

Близок был к улавливанию смысла в определении моды А. В. Даль в своем словаре. Он определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, в покрое одежды». Однако тут и возникала двойственность. С одной стороны, мода — это «обычай», что-то достаточно устойчивое и стабильное. С другой же стороны, та же мода — «изменчивая».

     Психологически вначале появляется нечто, делающее в глазах людей немодным все предыдущее. И только уже затем это новое нечто становится модным, окончательно вытесняя теперь уже явно немодное. Появлению психологической категории «модности» по времени предшествует категория «немодности».  
      Если принять такую последовательность, то дальше все становится достаточно понятным. В основе массовой моды, безусловно, лежит психологический механизм подражания. Однако это — только второй компонент сложного механизма. Это та самая «модность», которая является фактором распространения чего-то нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующему и признанному «модным» в результате действия первого компонента сложного механизма.[3] 
     Первой же частью является создание чего-то нового, его демонстрация и активная пропаганда. За созданием, демонстрацией и пропагандой чего-то нового стоит попытка выделения себя личностью или группой ради обособления от себе подобных через обретение какой-то действительно новой, уникальной черты. Первоначальный компонент механизма массовой моды на самом деле является антимассовым.  
Действительно, если посмотреть на моду в одежде, то вначале появляются уникальные экспонаты («высокая мода», «от кутюр»), которые завоевывают признание среди элиты. Элита всегда склонна к восприятию нового, поэтому его признание основано на опровержении старого. Парадокс заключается в том, что элита никогда не хочет быть «модной» в массовом смысле. Она во всем хочет оставаться уникальной. Поэтому она все время подхватывает что-то «элитное», но затем, демонстрируя и пропагандируя, сама способствует его превращению в массовое. Затем действие этого двухступенчатого механизма воспроизводится заново: ставшее массовым отвергается ради чего-то нового, модного, также быстро становящегося массовым.  
           Одним из первых уловил такую диалектическую природу механизма моды Н. В. Рейнгардт. Исследуя моду не с эстетической, а с экономической и социальной точек зрения, он не мог хотя бы вскользь не коснуться и социально-психологических аспектов. Рейнгардт полагал, что мода обычно рождается под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, это свойственный человеку «дух нововведения» (стремления к обновлению). С другой же стороны, это также вполне естественная человеческая наклонность к подражанию.  
        Попытка выделения из массы ведет к появлению нового. Однако согласимся, что не всякое новое быстро становится массовым и, тем самым, затем само уничтожает свою новизну. За легкостью массовизации нового стоит человеческая психология, которая должна быть готова к массовизации. Массовым же, как известно, становится далеко не все новое.

 Для того чтобы стать массовым, т. е. включить действие второго компонента психологического механизма моды — механизма массового подражания, новое должно соответствовать ряду условий. Из уже сказанного следует, что велика роль такого условия, как престижность чего-то нового. Действительно, стремление приобщиться к некой престижной общности — один из важных механизмов человеческого поведения. Однако престиж — очень трудно определимый и явно далеко не единственный механизм. Престижем люди наделяют тех, кто, по их оценкам, принадлежит к референтной для них группе. Значит, одна из основ массовой моды — это подражание тем, кого люди считают представителями референтной для себя группы. Примеров такого рода в истории множество. Из последнего времени приведем хотя бы только два примера новой мужской моды на головные уборы: на кепки-«лужковки» (введенные мэром Москвы Ю. Лужковым) и фуражки-«жириновки» (введенные не менее популярным лидером Либерально-демократической партии России В. Жириновским).  
Другая основа — определенная утилитарность того, чему начинают подражать, и что становится предметом массовой моды. Возьмем хотя бы пресловутые джинсы. За ними едва ли стоял какой-то особый престиж. Джинсы стали модными во всем мире прежде всего по причине своей очевидной удобности и практичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологические механизмы моды

       Одна  из первых попыток определения  не моды вообще, а самого внутреннего  механизма развития моды встречается уже у немецкого философа И. Канта в достаточно известном сочинении «О вкусе, отвечающем моде». В этой работе великий мыслитель писал: «Закон этого подражания (стремления) — казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой». Подчеркнем, что это просто подражание без всякой пользы. Кант полагал, что в моде нет никакой внутренней цели, и относил ее к «рубрике тщеславия». Хотя несколько дальше он писал еще о том, что в той же степени мода относится и к «рубрике глупости», так как «при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие». И достаточно внятно завершал ход своих мыслей: «Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни».

  Из каких же компонентов состоит механизм моды? Как уже нам известно, становление чего-то модным основывается на подражании и на последующем распространении «новинки». Что-то признаётся модным, далее следует подражание и распространение. Однако, это второй компонент. Первой же частью является создание чего-то нового, его демонстрация и активная пропаганда. То есть осуществляется попытка выделения себя личностью или группой ради обособления от себе подобных через обретение какой-либо действительно новой, уникальной черты. Первоначальный компонент механизма массовой моды на самом деле является «антимассовым». Только после демонстрации и пропаганды что-то новое становится массовым.

Информация о работе Мода как феномен массовой психологии