Мода как феномен массовой психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:04, реферат

Описание

Мода – от лат. modus - мера, правило, образ. Она представляет собой неоднозначный и крайне интересный социально-психологический, а также культурный феномен. При этом, к огромному сожалению, мода в большинстве случаев ассоциируется исключительно с изменениями в одежде, а также в предметах быта. В этих случая теряется её крайне важное социальное значение. На самом деле для моды не существует границ: она проникает в искусство, науку, политику, и даже в идеологию. Это понятие известно еще с древности, но в своем современном понимании

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Мода - психологическое явление масс……...……………………....................4
Определение моды……………………….........................................4
Мода как феномен массовой психологии…………………………7
Влияние моды на психологию масс ……………………………...11
1.4. Психологические механизмы моды ……………………………...14
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………....................18

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Цепочка действия механизма  моды: 

 

 

 

Для того чтобы стать  массовым, т.е. включить действие второго компонента психологического механизма, новое должно соответствовать ряду условий.

Во-первых, чтобы новое  стало модным, оно должно быть престижно. А престижно то, что используют, носят, употребляют референтные группы.

Во-вторых, массово распространённое должно позиционироваться как утилитарное. Например — мода на джинсы.

В-третьих, на массовое потребление  значительно влияют реклама и массовые коммуникации .

Феномен конформизма — ещё один социально-психологический механизм моды. Конформизм тесно связан с подражанием. Массовая мода является результатом добровольной податливости людей вполне определённому давлению, осуществляемому либо авторами моды, либо её соавторами, либо просто очень известными и популярными людьми — её эпигонами. В явлениях моды массовый конформизм такого рода может проявляться по-разному.

  • Конформизм как своеобразный защитный механизм, когда человек одевается как все, чтобы не выделяться из толпы, скрыться в ней, а мода здесь играет роль социальной мимикрии.
  • Избирательный, «референтный» конформизм, когда человек, встречаясь с другими людьми, старается быть похожим на тех, кто ему нравится, он стремится подражать своей «референтной группе» хотя бы в том, что ему доступно, особенно это распространено среди молодёжи.

 

    Психологическими функциями моды можно назвать массовизацию человеческой психики; повышение престижа (хотя бы внешне);регуляция эмоциональных состояний, т.е. обладающий модной одеждой, предметом, идеей человек чувствует себя значительно лучше, чем не обладающий такими вещами; приобщение к новому: следя за модой, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями, чувствами и представлениями; самоутверждение личности через стремление к выделению себя, что спорно, так как, следуя моде, личность вместе с тем нивелируется в соответствии с законами психологии масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Влияние  моды на психологию масс

       В отличие от целого ряда других близких явлений, являющихся как бы прямым следствием законов психологии масс, мода оказывает на массовую психологию еще и обратное, вторичное влияние. Если в большинстве остальных феноменов массовой психологии общность возникает на основе возникающих общих эмоциональных состояний и способствует их регуляции, то здесь действует еще и закон обратной связи. Мода создает особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково одетых, мыслящих или говорящих людей и за счет этого порождает вторичную эмоциональную связь между ними. Подчеркнем, что для возникновения такой связи подчас просто нет общей, единой эмоциональной основы. В такой общности нет никакого непосредственного заражения и вызываемого им подражания. Общность создается как бы виртуально, на расстоянии, а реально задается чисто внешним сходством вдруг оказывающихся вместе людей, когда они как бы случайно оказываются внешне похожими. Это не толпа, а скорее «несобранная публика» из аудитории читателей модных журналов, которая может становиться толпой и действовать по ее законам на основе не внутреннего, а внешнего единства, оказываясь вместе. Тогда, превращаясь в контактную общность, она и обнаруживает свою теперь уже вторично массовую природу.

Рассмотрим пример из моды сравнительно недавнего прошлого: «В свое время, когда джинсы еще только входили в моду, были труднодоступной  и весьма престижной одеждой, «джинсовые» мальчики и девочки считали себя едва ли не единомышленниками, легко объединялись в группы, компании по принципу «свои — со своими». Хотя чаще всего кроме одинакового подхода к одежде да возможности приобрести модную новинку их ничто больше не объединяло»2. Неверно: их объединяло чувство общности «мы», включавшее, между прочим, не только штаны, но и общность возраста, и общее отношение к этим самым штанам, и много чего еще. Герой известного романа немецкого писателя У. Пленцдорфа «Новые страдания юного В.» объяснял непонимающим: «Джинсы надо с толком носить. А то натянут и сами не понимают, что у них на ляжках. Терпеть не могу, когда какой-нибудь двадцатипятилетний хрыч втиснет свои окорока в джинсы, да еще на талии стянет. Это уж финиш. Джинсы — набедренные штаны! Это значит, они должны быть узкими и держаться просто за счет трения... В двадцать пять лет этого уже не понять... Вообще, джинсы — это весь человек, а не просто штаны»1. Сомнительно, чтобы настоящие ковбои согласились с подобными рассуждениями, но это уже не имеет значения. Став предметом подростковой моды, джинсы оторвались от ковбоев и создали особую массу «джинсоносцев»- тинейджеров. Со своей особой философией (тут и хиппи, и панки, и многие другие), мировосприятием, со своими сложными взаимоотношениями и своей особой эмоциональной общностью.

Справедливо подмечено: человек, одетый в том же стиле, что  и мы, обычно сразу становится нам  эмоционально ближе и понятнее. Уже  одно то, что ему нравятся те же самые  вещи, что и нам, создает у нас  иллюзию, будто мы и мыслим, и воспринимаем мир одинаково. Более того: что и вести себя, одинаково одетые, мы должны одинаково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Мода — это особое явление в психологии масс, основанное на представлениях о «модности» и «не модности». В развитии моды наиболее ярко проявляется парный, двойственный, но взаимосвязанный психологический механизм заражения-подражания. Одновременно мода проявляется как в виде стандартизированного стихийного массового поведения, так и в иных, нестандартных формах. С социально-психологической точки зрения, мода — это стремление к внешнему разнообразию, парадоксально оборачивающееся своей противоположностью, внешним и особенно внутренним психологическим единообразием.

       К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т. д. Психологически массовая мода — это подражание тем, кого люди считают представителями референтной для себя группы, подкрепляемое другими названными факторами. Подражание стимулируется целенаправленным заражением, используемым рекламой и массовой коммуникацией в целом.

Массовая мода выполняет  пять основных социально-психологических  функций. Мода «массовизирует» человеческую психику, заставляя индивида быть таким же, как масса ему подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно же регулирует его эмоциональные состояния. Мода приобщает людей к новому, выполняя инновационную функцию. Наконец, следование моде часто способствует самоутверждению личности.

     Процесс распространения массовой моды включает восемь компонентов. К ним относятся автор (создатель) чего-то модного, формирующий новый продукт; соавтор моды (первый сторонник идей автора); демонстраторы и первичные распространители; структуры локального распространения моды; поклонники модного; средства массового тиражирования; реклама и массовая система продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Иллюстрированная энциклопедия моды, 1988
  2. Конева А.В. Мода как иное // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. - СПб. URL:http://anthropology.ru/ru/texts/koneva/masscult_12.html
  3. Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 8.
  4. Ольшанский Д. Психология масс. URL:  http://www.syntone.ru/library/books/content/3888.html?current_book_page=1
  5. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения.       М.,1994
  6. Ильин В.И. Поведение потребителей: URL:http://marketing.spb.ru/read/m7/index.htm

 




Информация о работе Мода как феномен массовой психологии