Модель человеческого поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Содержание

Введение
1.Основные элементы модели человеческого поведения и их взаимо-связь…………………………………………………………………………4
2.Структура «Я»……………………………………………………………...7
3.Виды установок «Я»……………………………………………………...10
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психология.контрольная работа.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Основные элементы  модели человеческого поведения и их взаимосвязь…………………………………………………………………………4
  2. Структура «Я»……………………………………………………………...7
  3. Виды установок «Я»……………………………………………………...10

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность выступает  объектом целого ряда наук и, являясь  сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане  личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. 
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное "измерение" личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное "Я", то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное "Я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

 

1. Основные элементы  модели человеческого поведения и их взаимосвязь

Человек - с одной  стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность - это  тот же человек, но рассматриваемый  только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид - человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. 
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне  человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Итак, что же такое наше «Я»?

«Я» -  это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно.

Становление индивидуального «Я», осознание личностью себя в качестве субъекта, противополагающего себя другим членам племени, - длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господствовало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со временем деление на «Мы» и «Они» сменилось на «Я» и «Они».

Отделение «Я» от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты – к земледелию, с появлением частной собственности.

Формирование человеческого "Я" в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп и в зависимости от выполняемых личностью ролей было исследовано американским ученым Джорджем Гербертом Мидом (1863—1931), родоначальником интеракционистской (от interaction — взаимодействие) ориентации в социальной психологии. В противоположность тем, кто считал, что "образ Я" дан индивиду непосредственно или формируется путем обобщения самоощущений, Мид утверждает, что самосознание - это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. "Индивид познает себя как такового не прямо, а только косвенно, с частных точек зрения других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, ибо он входит в свой собственный опыт как Я или как индивид не прямо и непосредственно..., а только став для себя таким же объектом, каким являются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, приняв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной общественной деятельности, в которую они вовлечены". Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то пли иное твое действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не что иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

Содержание нашего «Я» во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.

Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних более успешной сферой самореализации “Я” является работа, профессиональная деятельность, а для кого-то источником самоутверждения может выступать любое внепрофессинальное занятие или хобби.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура «Я»

На земле нет  двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Психологическая структура личности  представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

 В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)     Таблица 1

 

Индивидуальные  особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические  свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой  и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды установок  «Я»

Явление, описываемое  понятием «установка», привлекало внимание исследователей не один раз. Вопрос о том, какое реальное психологическое явление стоит за понятием «первичная установка», нуждается в специальном анализе, так как конкретно-психологическое содержание первичной установки скрыто абстрактным содержанием этого понятия. Что же такое первичная установка: универсальный абстрактный принцип, неведомая подпсихическая сфера или же конкретно-психологическое явление, играющее вполне определенную роль в деятельности субъекта?

По формулировке Узнадзе установка это - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определённом направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Здесь речь идёт о готовности, а не о навыке. Навык относится к периоду осуществления действия, а установка – к периоду предшествующему осуществлению.

Если установку допустимо называть функцией, то тогда это функция моторного характера. Вообще есть суждения, что это нечто, но никак не частный психологический процесс, правда это нечто носит центральный характер, так как позволяет выполнить практически любое действие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при “встрече” потребности с ситуацией её удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность же может быть активизирована помимо участия человеческих эмоциональных и волевых актов.

Узнадзе создал категорию  установки скорее с целью преодоления  постулата непосредственности – методологической предпосылки в традиционной психологии, прежде всего в психологии сознания интроспективной и бихевиоризме. Однако установка – это всего лишь корневое понятие, если серьёзно говорить о тех или иных установках, необходимо конкретизировать их вид. Это очень важный момент, потому что он сводит рассуждения от пространственно-абстрактных к точностно - пунктуальным.

В разных источниках даны если не противоречивые сведения по этому  вопросу, то во всяком случае одинаковые в целом, но абсолютно разные в  мелочах. А из мелочей строится целое. Есть упоминания о установках моторных, установках перцептивных, установках умственных, установках социальных. Но всё это лишь второстепенные факторы, они лишь включаются в основные понятия. С личной точки зрения я бы разделил установки на два “лагеря”, это: осознаваемые и неосознаваемые.

Информация о работе Модель человеческого поведения