Модель человеческого поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Содержание

Введение
1.Основные элементы модели человеческого поведения и их взаимо-связь…………………………………………………………………………4
2.Структура «Я»……………………………………………………………...7
3.Виды установок «Я»……………………………………………………...10
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психология.контрольная работа.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Как видно из названия, осознаваемые установки нам понятны, потому что мы их реально сознаём, а следовательно можем корректировать. К осознаваемым установкам относятся:

1. Установки смысловые – которые выражают проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. Они содержат:

а) Информационный компонент – взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится.

б) Эмоционально-оценочный компонент – антипатии и симпатии к значимым объектам.

в) Поведенческий компонент – готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный.

Функции же таковы:

а) Функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды.

б) Функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряжённых ситуациях.

в) Функция ценностно-экспрессивная: они помогают самоутверждению личности.

г) Функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностных знаний, норм или ценностей. Со временем такие установки переходят в разряд черт характера.

В отличие от нижеприведённых  установок целевых и операциональных, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, их изменение всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.

2. Установки целевые – данный вид установок вызывается целью и определяет устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия.

3. Установки операциональные – появляются в ходе решения задачи на базе учёта условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр.

Теперь перейдём к неосознаваемым установкам. В некоторых источниках пишется, что они гораздо интереснее осознаваемых. Так как ещё предстоит осветить экспериментальные исследования установок, то лучше это сделать попутно с разбором данного подпункта, потому что таким образом читающему на примере будет легче “разглядеть” их особенности. Для данного вида установок характерно проявление двух иллюзий 1) Иллюзии контрастной. 2) Иллюзии ассимилятивной. Теперь будет незаменим классический пример. В лабораторных опытах Узнадзе испытуемому в руки давали шары, предположим больший в левую, а меньший в правую. И просили оценить объём шаров, на что испытуемый безошибочно давал ответ кто больше, а кто меньше. Этот однообразный и унылый опыт дублировался до 15 раз и наконец на 16 раз ему давали абсолютно одинаковые шары и опять просили сравнить их объёмы. Здесь выявилось, что на контрольной пробе испытуемый ошибочно оценивал шары. Он воспринимал их снова, как разные по объёму. Почему?! Да потому что оценка производилась на базе фиксированной установки. Однообразные действия утомляли человека, и он делал оценки уже не столько анализируя каждый последующий раз, сколько полагая, что ничего нового произойти в данном случае не может и действия так и останутся одними и теми же. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс; испытуемые как правило говорили, что в левой руке шар меньше. Такая ошибка была названа контрастная иллюзия, но иногда ответы совпадали с ответами установочных проб, тогда говорили о ассимилятивной иллюзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен, тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. "То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится "Я", его " Я" есть господин".

Личность есть господин самого себя, - такова максима  ценностного осмысления феномена личности в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы 
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 2004.  
2. Авдуевская Е. П. Принадлежность к группе как фактор восприятия личности. — М., 2005.  
3. Агеев В. С, Андреева Г. М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии // Межличностное восприятие в группе.— М.: Изд-во МГУ, 2003. 
4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание.—М.: Политиздат, 2005. 
5. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн., 2007.— Т. 2, № 3.  
6. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 2008 
7. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн. 2005.—Т.8, №4 
8. Кон И. С, Шалин Д. Н. Мид и проблема человеческого Я // Вопр. философии. 2006. 
9. Копылова А.П. Динамика самооценки и ожидаемой оценки в условиях вхождения личности в новый коллектив // Новые исследования в психологии.— М.: Педагогика, 2007. 
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение.— СПб.: Питер Пресс, 2008. 




Информация о работе Модель человеческого поведения