Модель устойчивого развития соцэкосистем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:44, реферат

Описание

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится все более и более мощным и к концу XX столетия приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечивать нанесенные ей раны. Первыми подняли эту проблему ученые, потом врачи, журналисты, политики.

Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух...

Содержание

1. Введение 3
2. Модель устойчивого развития соцэкосистем 5
2.1 Определение и понятие устойчивого развития 5
2.2. Существенные принципы модели устойчивого развития соцэкосистем 8
2.3. Мировая модель устойчивого развития соцэкосистем и проблемы её реализации на практике 11
2.4. Модель устойчивого развития в России. 15
3. Заключение 18
Список используемых источников: 19

Работа состоит из  1 файл

Модель устойчивого развития соцэкосистем.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Мировая  модель устойчивого  развития соцэкосистем  и проблемы её  реализации на практике

      Модель устойчивого  развития появилась в результате объединения трех основных точек  зрения: экономической, социальной и  экологической [4, c. 59].

     Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального  потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных-, природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала) [4, c. 63-65].

     Социальная  составляющая устойчивости развития ориентирована  на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение [4, c. 68-71].

     С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению [4, c. 71-73].

     Согласование  этих различных точек зрения и  их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений [4, c.60].

     Важным  вопросом в реализации концепции  устойчивого развития — особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая — стало выявление его практических и измеряемых индикаторов. В этом направлении сейчас работают как международные организации, так и научные круги. Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, например, восприятие устойчивого развития) аспекты [4, c.77].

     Во  всём мире также сейчас развивается  строительство, поэтому модель устойчивого  развития была дополнена рядом принципов устойчивого развития территорий. Оно подразумевает под собой «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» [5].

 

2.4. Модель устойчивого развития в России.

     В 1996 году была разработана и утверждена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI веке. Одна из особенностей перехода России к устойчивому развитию – совпадение по историческим масштабам времени с переходом к рыночным отношениям и демократическим преобразованиям. Руководствуясь общими тенденциями и показателями модели устойчивого развития, Россия будет учитывать наряду с ними специфические, присущие лишь ей особенности и тенденции развития страны, т.е. особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции.  Негативное влияние на этот процесс окажет наиболее высокая в мире радиационная загрязненность, высокий уровень загрязнения токсичными, органическими соединениями, а также экстенсивный характер экономики, деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств. Позитивные черты возможного перехода: огромная территория и запасы природных ресурсов [3, c.43].

     Итак, Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». На взгляд некоторых ученых, этот документ имеет весьма общий характер и не отражает всей важности обозначенной проблемы. В 2001 году Государственная Дума создала Комиссию по проблемам устойчивого развития и разработала некоторые рекомендации "О формировании стратегии устойчивого развития России". Конструктивная реакция исполнительной власти на предложения Думы пока отсутствует. В стране создан ряд некоммерческих, общественных, учебных и других организаций, так или иначе занимающихся вопросами устойчивого развития. Но комплексного системного подхода, объединяющего усилия этих организаций, пока нет. В некоторых регионах России начаты разработки региональных моделей устойчивого развития. Например, в Красноярске. Заслуживает внимания подключение к разработке проблем устойчивого развития коллектива Российского университета дружбы народов [6].

     Таким образом, несмотря на более чем пятнадцатилетнюю историю, обсуждение проблемы реализации идеи устойчивого развития не привело пока к появлению общепризнанной системы научных взглядов на механизм ее постановки и решения. Тем не менее, в практической плоскости вопрос этот уже начинает приобретать предметные очертания. В настоящее время вполне определенно можно говорить о региональной составляющей обеспечения перехода общества к устойчивому развитию и возможностях применения идеи устойчивого развития для решения проблем управления субъектами федерального государства. [7, c. 10]

     В.М. Матросов выработал принципы парадигмы  общественного развития для России:

1) Пробуждение  и поддержка глубинных сил,  идущих от самой природы человека;

2) Защита и обеспечения интересов общества в целом, его безопасности и устойчивого развития с приоритетом, равным приоритету личных интересов;

3) Высокая нравственность граждан  и лидерство в переходе к ноосфере, обеспечивающиеся общинными традициями и менталитетом, опережающими воспитанием и образованием для всех, обеспечением выполнения и развития образования, развитием науки и технологий. [7, c.284-293]

     А. Д. Урсул пишет, что устойчивое развитие России возможно лишь при должном  образовании её граждан. От знания ими правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, умения и способности людей соблюдать эти норма в повседневной жизни и профессиональной деятельности, от их способности адекватно воспринимать суть происходящих социально-экономических процессов, их приверженности идеалам, принципах и этике устойчивого развития. Основой образовательного процесса в нашей стране должны стать концепция развития мира, как единого целого, гуманизм, бережное отношение к природе и культурному наследию. Для этого автор предлагает модель ноосферно-опережающего образования [8]. 

     Большинство ученых РФ сходятся во мнении в необходимости  формирования нормативно-правовой базы – «Кодекс устойчивого развития» - позволяющего реализовать стратегию устойчивого развития на практике, а первоочередной ставят задачу подготовку федерального закона «О государственной политики по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [7, c. 23].

 

3. Заключение

     В завершении своей работы я бы хотела отметить, что модель устойчивого развития соцэкосистем во многом является идеальным принципом будущего развития общества и всего мира. Но, тем не менее, эти идеи не являются утопичными. Их реализация подтверждается во многих странах, в том числе и в России, мероприятиями и законодательными актами, принимаемыми в этих странах в соответствии с концепцией устойчивого развития. В последние годы политика социально развитых стран во многом направлена на воплощение идей устойчивого развития на практики. Этим идеям подчиняют системы образования и воспитания будущих поколений. Строительство, производство, промышленная деятельность в большинстве своём осуществляется в рамках этой модели.

     Тем не менее, в реализации модели устойчивого развития есть множество проблем. Самая большая из них, что достаточно трудно в развитии страны достигнуть триединства основных её составляющих:  экономической, социальной и экологической. А пока этого не будет достигнуто, сложно говорить об устойчивом развитии, потому что одна отрасль развита всегда больше, чем другая. И мир, пока напоминает «колченогую табуретку», у которой все три ножки не равны. И довольно сложно её исправить, но этот процесс не является невозможным.

     В России проблемы модели устойчивого развития носят специфический характер. В РФ модель устойчивого развития реализуется больше на региональном уровне. И это не лишено здравого смысла, ведь из-за огромной территории каждый регион РФ имеет свои индивидуальные особенности. В силу многих своих особенностей Россия нуждается в своеобразном «третьем» пути реализации концепции устойчивого развития. Необходимо выработать единую модель устойчивой России. Необходимо усовершенствовать законодательную базу. Но прогресс ощущается уже сегодня, поэтому необходимо с оптимизмом смотреть в будущее. Начинать реализовывать модель устойчивого развития нужно нам самим, а не ждать «веления свыше».

Список  используемых источников:

  1. «Наше общее  будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. — М.:Прогресс, 1989
 
  1. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Экол. безопасность России. — 1996. — № 2. — С. 116—138.
 
  1. Станкова, М.В., Бычкова, Е.С. Социальная экология:учебное  пособие/ М.В. Станкова, Е.С. Бычкова. –  Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 76 с.
 
  1. Миркин  Б. М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: учебное пособие/Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. - Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. - 148 с. ISBN 987-5-7477-2312-1
 
  1. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или «Стратегия переходного периода» // План действий – «Устойчивые Нидерланды». - М., 1995.- С.3-4
 
  1. Платонов  В.М. Актуальные проблемы устойчивого  развития России. // Вестник Российского  университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 2001. - № 3. - С. 5-9.
 
  1. Россия  на пути к устойчивому развитию. – М.: МГИУ Правительства Москвы, издательский дом НП, 2003. -  412 с.  ISBN 5-98279-009-5

Информация о работе Модель устойчивого развития соцэкосистем